Сокрушительное миролюбие самураев
Американский консультант и японский игрок в го объясняют принцип "живи и дай жить другим" на примерах из автопрома, сумо и настольных игр
Александр Мансилья-Круз
"Лайкер-сан говорил, что в японских качестве и эффективности есть что-то особенное. Для него как выдающегося исследователя менеджмента было важно, что именно японские традиции качества позволили Toyota стать одним из мировых лидеров в своей отрасли...". Такого рода вежливые формулы наверняка появятся в японских статьях о "Дао 'Тойоты'". Похожими реверансами в адрес основателей, руководителей и прочих авторитетов полны и работа Джеффри Лайкера о производственной системе TPS (Toyota Production System), и книга Ясуюки Миуры, посвященная сравнению азиатского менеджмента и старинной игры го. Для японцев уважение к заслуженным деятелям и стремление учиться у них - национальная традиция номер один. Правда, долгое время уроки японских бизнес-гуру не интересовали никого за пределами их родины. Книги об "азиатском стиле управления" стали популярны на Западе в восьмидесятые годы, когда американцы внезапно обнаружили, что вчерашние ученики Форда и Хилтона не только успешно противостоят своим заокеанским учителям, но и стремительно теснят их. Toyota, которую с тех пор вот уже двадцать лет изучает Лайкер, и Japan Airlines (JAL), где работал Миура, ворвались на американский рынок и стремительно превратились в глобальные компании. Сегодня JAL - единственная неамериканская авиакомпания в мировой пятерке лидеров, а Toyota - единственная автомобильная компания, сопоставимая по объемам продаж с гигантами американской "большой тройки" (General Motors, Ford и DaimlerChrysler), и непререкаемый мировой лидер по прибыли. Неудивительно, что опыт восточных корпораций пользуется спросом и в России.
Книги Лайкера и Миуры - не истории успеха и не очередные пособия по менеджменту. Скорее это попытки передать мировоззрение, которое стоит за успешными проектами японских фирм. Для этого оба автора используют примеры из личного опыта и корпоративной практики вперемежку с экзотическими притчами и метафорами. Подход профессора Лайкера, естественно, более американский: он подробно, на многочисленных примерах, описывает методики, позволившие Toyota повысить качество, одновременно снижая издержки. Миура, напротив, по собственному признанию, "любит пофилософствовать" и то и дело норовит "пойти в обход", то есть удариться в лирические рассуждения о случаях из собственной жизни и причудливых явлениях японской культуры - от театра Но до соевой лапши.
Несмотря на разницу в манере изложения, Лайкер и Миура пишут, в сущности, об одном и том же. Отчасти это объясняется тем, что JAL еще в семидесятые годы внедрила многие управленческие технологии, разработанные в Toyota. Но более важной объединяющей чертой является общая японская система ценностей. Миура объясняет ее суть, сравнивая настольную игру го с европейскими шахматами: "Цель игры в го - занять как можно большую территорию (дзи). Соответственно, целью бизнеса должно быть обеспечение себе как можно большей доли на рынке, вместо того чтобы пытаться полностью устранить своего соперника, как в шахматах. Краткосрочная прибыль, полученная благодаря захвату нескольких камней противника, может оказаться тактически важной, но способна привести к стратегическому проигрышу всей партии". Лайкер формулирует ту же идею на американский манер в виде "Первого принципа Дао 'Тойоты'": "Принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям... Для Toyota цель не сводится к получению прибыли, цель - создание ценности для потребителя, общества и экономики. Дело в том, что мы имеем дело с японцами, для которых превыше всего гармония, согласие и все такое".
Все это просто не может не интересовать российские компании, которые еще недавно концентрировали свои усилия на жестоких конкурентных войнах, а сегодня пытаются поднять качество продукции и стать социально ответственными. При этом парадоксальным образом книги Лайкера и Миуры наглядно подтверждают, что пытаться "передрать" японские методики совершенно бессмысленно. Они слишком укоренены в головах самих японцев - скрупулезно дисциплинированных подчиненных и отечески внимательных руководителей, наделенных прямо-таки нездоровым чувством профессионального долга. Миура рассказывает о выдающемся самурае позапрошлого века, которого солидарность с подчиненными толкнула на мятеж, а чувство вины перед правительством заставило совершить сепукку. Лайкер описывает историю Кийтиро Тоеда - основателя автомобильного производства Toyota, который после Второй мировой войны добровольно ушел из компании, взяв на себя ответственность за ее бедственное положение. Право же, эти истории похожи. Видимо, способность поступаться личным ради общего, корпоративная преданность и сплоченность по-прежнему ценятся в японских компаниях превыше всего. Что бы там ни говорили о российском коллективизме, в сравнении с японцами мы - европейские индивидуалисты. Если вице-президент, скажем, ГАЗа станет проверять, вовремя ли его подчиненные удаляют ненужные электронные сообщения и в подходящей ли таре они хранят аспирин (как это практиковалось в Toyota), это вряд ли сослужит заводу хорошую службу. Это, конечно, не значит, что японский опыт непригоден для России. Просто у каждой компании и тем более у каждой страны - собственное Дао.
В книгах Лайкера и Миуры по четыреста страниц, и надо предуведомить читателя, что пробиться сквозь них непросто. Сделать это определенно было бы легче, если бы Миура перенял немного американской практичности, а Лайкер - частичку японской раздумчивости. Не упрощает понимания и то, что в первом случае читателю придется разбираться в многоходовках и хитросплетениях старинной восточной игры, а во втором - погрузиться в не менее сложные проблемы автомобильной индустрии. К тому же в обоих случаях читателя ждет двойная паутина японских и английских терминов. Впрочем, в данном случае трудности нельзя считать недостатками: ведь, не запасшись недюжинным терпением и усердием, браться за японскую бизнес-стратегию в любом случае не стоит.
Лайкер Джеффри К. Дао Тойоты. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 402 с. Тираж 6000 экз.
Миура Ясуюки. Го и восточная бизнес-стратегия. - М.: София, 2005. - 416 с. Тираж 2500 экз.
Цитировано с официального сайта журнала Эксперт www.expert.ru
Помощник Президента Федерации Го
Новости Го: [
news.weiqi.ru]
ClasGo: [
tuan.weiqi.ru]