Шкала рейтинга
В различных темах, в первую очередь по системам проведения турниров, так или иначе затрагиваются вопросы по рейтингу. Один из наиболее дискуссионных вопросов - какова реальная шкала рейтинг-очков в сопоставлении со шкалой разрядов и с игровыми очками? Что должна давать "идеальная" рейтинг-система (РС) и что наблюдается в РС РФГ, ЕГФ и других?
> 10-ти игровым очкам соответствует 1 шаг рейтинга на КГС , а также в РФ Го и в Европейской рейтинг-системе
Цитата взята из письма. Подразумевается, по-видимому, шаг в один дан или кю.
Итак, сколько?
В "идеале", как задумано изобретателями форового принципа (не воспринимайте слишком буквально :), один разряд должен соответствовать одному камню в том смысле, что изменение силы вашего соперника на один дан должно в точности компенсироваться изменением гандикапа на один камень (я буду называть это "Принципом гандикапа" или "Форовым принципом"). Один камень должен быть эквивалентен примерно удвоенному коми при пересчете в очковый результат партии (13-14 очков при малой форе, 15-16 очков в среднем).
Если в РС играются в достаточном количестве форовые рейтинг-партии с форой, устанавливаемой по разнице разрядов с линейной формулой "один дан - один камень", то рано или поздно шаг рейтинг-шкалы, соответствующий одному разряду, будет соответствовать одному камню (оговорюсь, что это только в правильных, достаточно сбалансированных РС, к каковым ни РС сервера КГС, ни сегодняшнюю РС РФГ я не отношу). Справедливость данного утверждения с достаточной точностью проверена для РС ЕГФ, об этом уже упоминалось. Доля форовых рейтинг-партий там около 13%. Процент побед белых при разнообразной форе колеблется от 58% до 60% для всех уровней игроков. Такая стабильность процента и является подтверждением соответствия форовому принципу, так как фора назначается формально со сдвигом на полкамня.
Почему РС должна стабилизироваться на шаге в один камень? Ведь и полкамня вот вспомнили. Потому что ошибки в назначении форы распределены симметрично относительно нуля и на большой статистике средняя ошибка (математическое ожидание) равна нулю. Это и подтвердила статистика ЕГФ.
В РС РФГ никто сейчас не знает, скольким игровым очкам соответствует шаг в 100 очков рейтинга, который "должен" соответствовать шагу в один камень форы, если принимается форовый принцип как основа РС. По крайней мере, это не 10 игровых очков в целом для всей РС, хотя для отдельных групп игроков это может быть и так. Уже многократно обсуждались в темах по рейтингу причины деформаций и механизмы их действия (вспомним, каков сейчас рейтинг Динерштейна в РС РФГ и в Европе).
В РС КГС шаг в один разряд, по видимому, близок к 10 игровым очкам вблизи отметки 1 дан - по экспертным оценкам. Хотя там ведь играюся рейтинг-партии на форе! А это значит, что при такой большой статистике, как на КГС, все должно утрясаться вокруг разницы в 15-16 игровых очков. Парадокс, не так ли?
Происхождение этого парадокса - из инертности РС. Хроническое отставание рейтинга игроков от соответствующего их силе разряда порождается слишком длинным хвостом учитываемых партий (учет по сроку, а не по числу; срок равен полгода). То есть за полгода активный игрок может сыграть сотню-другую рейтинг-партий, а некоторые умудряются наиграть и больше тысячи. РС же никак не учитывает изменение силы игры за этот период - наоборот, молча предполагается в алгоритме пересчета, что сила всех игроков за период обсчета (полгода) НЕИЗМЕННА, независимо от числа сыгранных партий.
Смотри в корень