Думаю народ не сильно обидется величине данного куска о Го Отгадайте кто автор?
|
Атё на rugo.ru Гость
|
Китайской игре Вей-чи (Weichi,Weiqi), более известной у нас под её японским названием - Го, оказал плохую услугу историк шахмат Муррей (H.J.R.Murray). В своей работе (1952:35-36) он заключает своё краткое обсуждение игр в Древнем Китае следующим образом: "Старейшая и лучшая из исконно китайских игр - Вей-чи, не старше 1000 г. н.э.".
Так случилось, что нам нет нужды ссылаться на научные авторитеты, чтобы показать, что Го значительно старше, чем утверждает Муррей. Имеются археологические доказательства. В Китае в 1954 г. в Вангду найдена доска 17х17, датируемая ранее 200 г. н.э. (сейчас хранится в Beijing Historical Museum)
Имеется также масса косвенных свидетельств - анекдоты, волшебные истории, биографии, руководства по математике и т.д. - которые касаются Го и указывают на широкое распространение Го в Китае, Японии и Корее задолго до 1000 г. н.э.
Современное название для Го в Китае - Вей-чи (Weiqi, произносится Wei-chee), что означает: "окружная игра". В старых текстах однако также используется древний термин Йи (Yi). Оба названия часто переводились как "шахматы". Но собственно китайские шахматы называются Xiangqi. К тому же полезно вспомнить, что в современном Го играют на доске 19х19 линий (= 361 пункт) со 181 черными и 180 белыми "камнями" (фишками). В древности использовали доски 17х17 и даже меньше и соответственно меньшее количество камней. Сегодня только тибетское Го ещё использует доску 17х17, в других местах встречаются только небольшие различия в правилах игры. В Китае, Японии и Корее основные отличия в правилах имеются в начальной расстановке при гандикапе (игре с форой) и методах подсчета в конце партии.
2. Легенды о мудрых королях и гадания.
Большинство китайских авторов цитируют легенду: "Яо (Yao) придумал Го для того, чтобы развить ум своего сына Дан Цху (Dan Zhu)". Поскольку Яо был полу-мифологический император 23 века до н.э., это обычно трансформируется в "Го имеет возраст 4000 лет".
Но это всего лишь легенда, хотя и общепринятая. Ее обычно приписывают мудрецу Цханг Хуа (Zhang Hua) за ремарку, которая появилась в его трактате "Bo Wu Zhi" (Отчет об исследовании вещей), написанном примерно в 270-290 г. н.э. Однако, он замечает между прочим с усмешкой: "Говорят, император Шунь считал своего сына тупым и придумал Го, чтобы развивать его." Необходимо сознавать, что, как показывают многие анекдоты, Го неожиданно становится обычным в эпоху Чжаньго, но осуждается конфуцианскими моралистами - по Конфуцию Го всего лишь на ступень выше обжорства и безделия. Приписывание изобретения Го Яо фактически основано на "Shi Ben" (Начала Истории) - книге Периода Войн (475-221 гг. до н.э.) - выглядит противоречиво, поскольку мифические цари Яо и Шунь почитались Конфуцием. Замечание, высказанное Цханг Хуа в манере его времени, нельзя брать на веру.
Действительно, китайцы сами имеют древнюю традицию отвергать легенды, хотя иногда используют удивительные аргументы. Например, пролог к прославленной "Xuanxuan Qijing" (Таинственное и изумительное руководство по Го) 1347 года говорит, что неверно, что Го может сделать глупого сына мудрым.
Однако, Яо также связывается по легенде с созданием календаря и гаданием, и здесь легко можно видеть связь с Го. Гадание в Китае в начале, по-видимому, было связано с сельским хозяйством. Интересно также, что гадания связаны с легендарной Диаграммой Желтой Реки и Записями Луо. Возможно, это относится к Великому Предку Fu Xi на спине дракона или черепахи, который поднялся из вод Желтой реки. Это лишь магические квадраты, но китайцы всегда изображали их тем же способом, как и Го-диаграммы. Представьте себе магический квадрат, где числа показаны не цифрами, а черными и белыми камнями Го.
Шанга сменил Чу, который переключил внимание оракулов на предсказание влияния небесных тел. Это был период, когда окончательно сформировалась теория инь-ян. Такой космический взгляд был широко распространен и даже более поздние Го-писатели придерживались его. Например, в "Сущности Го» известный историк Бан Гу (32-92 г. н.э.) говорил: "Доска должна быть квадратной и изображать законы Земли. Линии должны быть прямыми, как божественные силы. Имеются черные и белые камни, разделенные, как инь и ян. Их расположение на доске подобно модели небес".
Даже такая поздняя книга как "Wang You Qing Le Ji" (Коллекция беззаботных и невинных игр), старейшее уцелевшее руководство по Го (начало 12 столетия ; хотя это, естественно, антология более ранних текстов) начинается с - "Количество всех вещей в природе начинается с единицы. Число точек на доске Го триста и шестьдесят плюс одна. Один есть первое из всех существующих чисел. Оно занимает полярную точку, вокруг которой вращается вся доска. Другие 360 точек представляют число дней в году (лунном). Они делятся на 4 четверти, которые соответствуют четырем сезонам года..." и т.д. в том же духе. Это текст из части "Qijing Shisan Pian" (Руководство по Го в 13 главах).
3. Го и война.
Наиболее вероятный источник для происхождения Го лежит на пути трансформации гаданий времени Чжао (3-4 в. до н.э.). Первоначально спрашивали небеса, что судьба готовит во всякого рода рискованных предприятиях. Но человек есть человек, и типичными предсказаниями оракулов (как записано на костях) были: "Знак был дан: этой весной король атакуя клан Х, сможет собрать 5000, чтобы вести войну" или "На 8-й день мы уничтожим 2656 человек в битве". Предполагается наличие гадательной доски, возможно базирующейся на диаграммах магических квадратов. Легко представить эволюцию Го из сеансов гадания вокруг доски с черными и белыми кусочками, наполняющими трещины на раковинах и костях, проводимых жрецами, рассуждающими о возможных интерпретациях. Можно представить и военных: - имеются ссылки в первой части "Sun Zi's" Bing Fa (Искусство войны, 5-й в. до н.э.) - рассчитывающих "факторы" в башне предков перед боем. Для принятия решений использовались также магниты и магнитные гадательные доски.
Хотя еще и умозрительная, эта версия появления Го кажется наиболее предпочтительной на данный момент, и, если это так, то дата создания Го, возможно, лежит где-то между 10 и 4 веками до н.э.
Каким бы не был источник Го, позже его стали часто использовать как метафору войны. "Qijing Shisan Pian", которая только что цитировалась, написана по модели "Sun Zi's" (Искусство войны) не только в количестве глав, но и во фразиологии. Мао Дзедун также любил использовать такие аналогии.
Тем не менее, кроме таких спекуляций, как приведенные выше, Го никогда не имело прямых ассоциаций с методами ведения войны, в отличии от шахмат. Даже ее терминология отличается - многие древние термины, которые дожили до наших дней, относятся в основном к движениям рук (блок, толчок, бросок и т.п.).
4. Го в классике.
В тексте "Zuo Zhuan" читаем: "Князь Ксианг .... поехал говорить с Нинг Кси. Нинг Кси обещал сотрудничать с ним. Когда старший дядя Вэн Зи услышал об этом, он сказал: "Увы!... Нинг сейчас обращается со своими владениями с меньшим вниманием, чем если бы он играл в Го. Как может он избежать несчастья? Если игрок в Го располагает свои группы не заботясь об их надежности, он не победит своего противника. Насколько же хуже, если он управляет своими владениями, не обеспечивая их безопасности"".
Ссылка на Конфуция (Сборник, книга XVII,22) менее надежная: "Трудно человеку, чей желудок вечно полон, применить свой ум для чего-нибудь. Не игрок ли он в Бо и Го? Даже играть в эти игры лучше, чем предаваться праздности."
Следующие две ссылки на Мен-цы, последователя Конфуция. В одной Го связано с Бо и вином, как грубыми вещами, ведущими к недостаточному почитанию предков. В другой (Книга VI, a-9) он приводит следующую притчу: "Сейчас искусство Го - второстепенное искусство. Но даже в нем, если кто-либо не приложит свой ум и не напряжет свою волю, то не сможет достичь мастерства. Мастер Го Киу - лучший игрок на всей Земле. Предположим, что он обучает двух людей играть. Один напрягает свой ум и волю, и слушает, что ему говорит Киу. Другой, хотя и слушает, но ум его занят лебедем, чей образ захватил его, и он хочет только взять свой лук и стрелы, чтобы поохотиться на лебедя. Хотя он учится у лучшего игрока, он не достигнет хорошего результата. Это из-за того, что он непонятливый? Я скажу, что нет."
Цзин Кси, например, в книге "Quan Yin Zi" (Книга мастера Цзин; период позднего Джоу, 4-3 в. до н.э.) говорит: "Возьми стрельбу из лука, управление колесницей, игру в Зиттер и Го: ни в одном из этих дел невозможно закончить обучение". Лиу Ан в "Huai Nan Zi" (Книга принца Хуаи Нан, 140 до н.э.) также говорит: "Недостаточно сыграть один раз в Го, чтобы достичь мудрости".
5. Сумбур в Хань- и Вей-времена.
Имеется, однако, другая гипотеза, выдвинутая в 1977 году, о том, что Йи, возможно, относится к Го на доске 17х17, а Вей-чи к варианту 19х19, и оба варианта сосуществовали одновременно. Существование тибетского Го (17х17) свидетельствует в пользу этого.
Другая особенность Го во времена Хань - появление ссылок на стратегию Го. Самая ранняя в "Xin Lun" (Новый трактат) Хуан Тана (43 до н.э. - 28 н.э.): "Когда начинаешь, лучшая стратегия - располагай части далеко друг от друга и растягивай их наружу, окружая и атакуя противника, и таким образом выиграешь, получив больше свободных пунктов территории. В дальнейшем лучшая стратегия состоит в поиске преимущества путем разрезания сил противника. В этом случае результат неопределенен и необходим расчет, чтобы определить исход. Неправильная стратегия - защищать края и углы, поскорее строя глаза, чтобы сохранить свои силы в маленькой области".
Так как известно о существовании хороших игроков, то это подразумевает рост понимания игры. Следует также отметить, что финальный подсчет велся так же, как это принято в Японии сегодня, подсчитываются только свободные пункты (территория). Современный китайский способ - считать как территорию, так и камни.
Из этого времени наиболее известна длинная поэма Ма Ронга (? - 166 н.э.). Она интересна тем, что впервые подводит нас к техническим терминам . Первая половина его "Weiqi Fu" (Рапсодия Го) говорит нам:
"Вначале занимаются 4 угла,
Чтобы защитить их и влиять на стороны.
Затем блокируются линии вдоль сторон
Так, чтобы расставленные камни издали следили друг за другом.
Затем сделай ходы большого и малого коня (всадника),
Подальше, один за другим.
Так группы выпрыгивают из границ и препятствий
И получают путь к центру.
Убежав, они останавливаются и готовятся к дальнейшему движению:
Куда лететь - направо или налево?
Там, где путь узок и враг многочисленен,
Они не смогут уйти далеко.
Но, если сами многочисленны, но не имеют плана,
Они будут бесцельно сбиваться в кучу, как стадо овец
И всегда будут в обороне,
Тогда как щелчки противника будут сыпаться на них со всех сторон.
Вместо того, чтобы атаковать противника, где он силен,
Защити свои слабые места
И затем пошли удар молнии в его жизненные пункты.
Если это выгодно, выбери момент, чтобы захватить его.
Если есть удобный случай, ты можешь сделать себя сильным.
Но, если ты слишком жадно будешь стремиться захватить его,
Он разорвет твои стены,
И тогда прорыв плотины будет не остановить,
И случится наводнение, и поток разольется далеко и широко"
Это опять показывает глубокое понимание игры как искусства в то время, когда другие культуры едва поднялись над уровнем игр, основанных на удаче. И более того, с тех пор Го имело почти 2000 лет процветающего будущего. В это время оно было тесно вплетено в историю Азии на всех уровнях, принося радость императорам, бессмертным, ученым и обычным людям. Досадно, что его история так мало известна на Западе.