Learn Go Game
Общение любителей и Мастеров игры Го
Страницы: 123>>
Страница: 1 из 3

Справочник по терминам

Serpov на rugo.ru Ценитель Го
17, November, 2003 12:44   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

В ряде тем вопрос о терминах вышел за рамки понятия "словарь", но еще не достиг уровня "Большого толкового словаря игры Го".

В качестве примера словарно-терминологической статьи цитирую В.Шикшина (с незначительной редакцией в обозначенных целях), если что навру - поправьте, или дополните - при необходимости:

АЦУМИ (atsumi) - ПЛОТНОСТЬ: относится к форме, т.е. это форма камней (например поннуки, панцирь черепахи и т.д.), не имеющая слабостей.
Основное свойство ПЛОТНОСТИ в том, что вблизи нее можно пропустить несколько ходов без ущерба для ПЛОТНОСТИ. Поэтому философия го учит гнать противника на свою ПЛОТНОСТЬ.

... - ВЛИЯНИЕ: относится к эффективности, т.е. это эффективное использование плотности в заданном направлении (не на край доски). Основное свойство ВЛИЯНИЯ в том, что борьба в зоне вашего ВЛИЯНИЯ всегда будет благоприятна для Вас (не надо строить глаза, ситё в вашу пользу). Поэтому фисософия го учит жестко бороться в сфере своего ВЛИЯНИЯ: атаковать, вторгаться, резать, делить группы противника на части.

МОЙО (moyo) - МОЙО, "мешок"; наметки территории, обычно в широких рамках: МОЙО больше относится к территории, т. е. это территориальное образование, хотя еще и не верная территория, но стоит сделать один или два хода - и МОЙО превратится в верную территорию. Поэтому необходимо МОЙО срочно уменьшать (см. книгу Ф.Шуко "Уменьшение территориальных образований" в переводе В.Шикшина). Условно МОЙО можно рассматривать, по воздействию на часть доски, как ВЛИЯНИЕ с двух или трех сторон. Или по форме - как ПЛОТНОСТЬ с двух или трех сторон. Основное свойство МОЙО в том, что ценность хода на границе или внутри МОЙО при растяжке (расширении) МОЙО увеличивается (см. книгу: В.Д Шикшин, "Игровой анализ"). Поэтому фисософия го учит немедленно уменьшать МОЙО, используя баланс территорий, глубину МОЙО и возможность убежать уменьшающими МОЙО камнями к своим камням или выжить.

Все, что после двоеточия - расширенная статья, которая будет открываться по ссылке (кликнуть).



Отправка отредактированного (17/11/03 13:01)

Смотри в корень

Ате
Serpov на rugo.ru Ценитель Го
17, November, 2003 13:07   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

АТЕ, АТАРИ (ate, atari) - АТАРИ, угроза окружения в один ход: ситуация после хода одного из соперников, когда группа другого соперника остается всего с одной точкой дыхания. Аналогично шаху в шахматах: шах есть угроза съедения короля, АТАРИ - угроза съедения группы.



Смотри в корень

Re: Справочник по терминам
Илья Ветров на rugo.ru Ценитель Го
17, November, 2003 13:12   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Тогда сразу имхо : "плотность" по-русски намекает на плотно упакованную массу , то есть дзанго . Мне больше нравится "крепость" - встречал в каких-то книгах . Ассоциации с алкоголем отвергаю как кощунственные .

И пожелание : Всегда когда есть сетевое издание упоминаемой книги (пусть даже не на русском) нужна прямая ссылка .



Наш рот всегда открыт для диалога (c) Владимир ВишневскийOkruzhor (экс-Игозавр)

Re: Справочник по терминам
Илья Ветров на rugo.ru Ценитель Го
17, November, 2003 13:18   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

> АТАРИ, угроза окружения в один ход

Лучше "угроза снятия следующим ходом"

> Аналогично шаху в шахматах: шах есть угроза съедения короля, АТАРИ - угроза съедения группы.

Это лишнее . Аналог в шахматах - угроза съедения фигуры или пешки , но это будет тавтологией . Угроза съедения короля - очень странная фраза , нельзя угрожать тем , что абсолютно исключено правилами .



Наш рот всегда открыт для диалога (c) Владимир ВишневскийOkruzhor (экс-Игозавр)

Re: Справочник по терминам
LV на rugo.ru Гость
17, November, 2003 13:24   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Я еще новичек в Го. Когда я начал читать книги по Го, то сталкнулся с непонятными для меня терминами. Тогда я сделал для себя словарик (по содержимому тех-же книг):

Пункты
Комоку Пункт 3-4
Мокухадзуси Пункт 3-5
Оба Большой пункт в фусэки
Сан-сан Пункт 3-3
Сэй-моку Форовые пункты
Такамоку Пункт 5-4
Тэнген Центральный пункт доски
Хоси Пункт 4-4 "Звезда" (1 из 9 отмеченных пунктов на доске)

Формы
Аки-сан-каку Форма "Пустой угол
Амаригатачи Форма кажется хорошей, но мало что дает
Дзингаса Двойной пустой тр-к из 4-камней
Иккен-симари 3-4 + 5-4
Итиго-мас "Плотницкий" квадрат
Какэ-цуги "Висячее соединение"
Каруи Простейшая форма для создания базы
Ката-цуги Плотное соединение
Катачи Форма камней
Когэйма-симари 3-4 + 5-3
Коригатачи Переконцентрированная форма
Мойо "Мешок" Большая зона
Нирэнсэй Фусэки, где 2 хоси на одной стороне
Огэйма-симари 3-4 + 6-3
Омои Тяжелая форма
Поннуки Форма после съедения одного камня
Сабаки Легкая, эластичная форма
Санрэнсэй В фусэки 3 камня в хоси на одной стороне
Симари Два камня, закрывающие угол в начале игры
Ситё-атари Камень, прерывающий сите
Сэки Патовая позиция
Такэфу "Бамбуковое соединение"
Тасуки фусэки Черные начинают в противоположных углах

Ходы
Атэ (Атари) Ход, оставляющий только одно дамэ
Атэ-коми Ход, угрожающий разрезать косуми
Боси Накрывание сверху
Боцуги Соединение 3-х камней в линию
Варикоми Вклинивание между 2-мя камнями
Вариути Ход б. между 2-мя ч. хоси
Ватари Соединение по краю доски
Гэта Ловушка для камней
Дайдайкэйма Кэйма через 3 пункта
Дэ Ход между 2-мя камнями противника
Дэгири Комбинация из 2-х ходов с разрезанием
Ёсу-миру Ход, требующий фиксации формы от противника
Иккенбасами Зажим камня через 1 пункт на 3-й линии
Иккентакабасами Зажим камня через 1 пункт на 4-й линии
Иккен-тоби Прыжок через пункт
Какари Ход против одинокого камня в углу
Какэ Надавливающий ход
Ката-сэнтэ Одностороннее сэнтэ
Ката-цуки Ход по диагонали к камню противника
Кикаси Ход требующий обязательного ответа
Кири Разрезание
Кири-ноби Разрезание и удлинение
Кири-тигаи Обоюдное разрезание
Косуми Ход по диагонали от своего камня
Косуми-цукэ Ход по диагонали от своего камня вплотную к камню пр-ка
Кэйма Ход конем
Кэйма-ватари Соединение кэймой по краю доски
Кэйма-цуги Соединение кэймой
Кэси Гашение
Магари Ход, образующий угол
Манэ-го Белые повторяют ходы черных
Миаи Два равносильных хода
Накадэ Ход, не дающий построения двух глаз
Нараби Удлинение от своего камня в отсутствие камня противника
Ниданбанэ Двойное ханэ
Никкенбасами Зажим камня через 2 пункт на 3-й линии
Никкен-бираки Распространение через два пункта от своего камня
Никкентакабасами Зажим камня через 2 пункт на 4-й линии
Никкен-тоби Прыжок через два пункта от своего камня
Ноби Удлинение от своего камня в ответ на цукэ
Ноби-коми Удлинение в чужую территорию
Нодзоки Угроза разрезания
Огейма "Большой ход конём" кэйма через 2 пункта
Одзару "Прыжек обезьяны", огэйма со 2-й на 1-ю линию
Оиотоси Захват с жертвой
Оки Ход внутрь чужой группы
Оки-то Жертва 2-х камней на краю доски
Осаэ Блокирующий ход, предупреждающий ноби противника
Оси Толчек
Пуки Взятие
Сагари (Спуск) распространение к краю доски с 3 на 2 или с 2 на 1
Сангэнбасами Зажим камня через 3 пункт на 3-й линии
Сангэнтакабасами Зажим камня через 3 пункт на 4-й линии
Сару-субэри Прыжек обезьяны
Саси-коми Вставка
Сибори Сжатие
Ситё Лестница (вариант захвата камней)
Субэри Скольжение кэймой к краю доски
Сэмэай Борьба групп за выживание
Сэнтэ Ход без потери темпа
Тоби Прыжек через пункт
Тоби-даси Прыжек в центр
Тоби-коми Прыжек в чужую зону
Тоби-кцукэ Прыжек вплотную к камню пр-ка
Тоби-магари Прыжек, образующий угол
Тосэй Вечная жизнь. Бесконечное повторение взятия камней
Тэнуки Игнорирование хода пр-ка, ход в другой части доски
Тэсудзи Лучший ход в локольной позиции
Ути-каки Жертва камня на 1-й линии для разрушения глаз
Ути-коми Вторжение
Уттэгаэси Защелка
Фурикавари Размен
Хадзама-тоби Прыжек по диагонали через пункт
Хай Ползать
Хамэтэ Ход-ловушка (обычно неправильный)
Ханами ко Ко-борьба, когда 1 сторона ничем не рискует, а 2 очень многим
Ханэ Косуми к камню противника
Ханэ-даси Внешнее ханэ
Ханэ-коми Ханэ между 2-мя камнями
Ханэ-кэси Контр-ханэ
Ханэ-сита Ханэ снизу
Хасами Атака путем взятия группы противника в клещи
Хасами-цукэ Зажим вплотную
Хики Оттягивание к своему камню
Хираки Развитие от своего камня по 3-й или 4-й линии
Хори-коми Жертва 1-го камня
Цуги Соединение
Цукэ Ход вплотную к камню противника
Цукэ-атари Удар в лоб
Цукэ-гири Цукэ+разрезание
Цукэ-коси Цукэ против кэймы
Цукэ-кэси Кнтрцукэ
Цукэ-ноби Цукэ+удлинение или вид дзесеки
Цумэ Ход препятствующий хираки противника
Цуппари Удар в бок

Остальное
Адзи Скрытая угроза
Адзи-кэси Потеря адзи
Ацуми Плотность, сила
Беёми Дополнительное время
Готэ Потеря темпа
Гудзуми Когда аки-сан-каку становится хорошей
Дамэ Степень свободы камней
Дамэдзумари Нехватка дамэ
Данго Плотная, неэффективная масса камней
Дзёсэки Стандартная обоюдовыгодная последовательность ходов
Дзиго Ничья
Дзоку-судзи Плохой стиль игры
Ёсэ Завершающая стадия игры
Ёсэ-ко Ко-борьба маленькой стоимости
Иси камень
Иси-но-сита "Игра под камнями" Игра на месте съеденных камней
Кагэмэ Ложный глаз
Кадо Угол
Карами Опутывать
Ко-датэ Ко-угроза
Коми Компенсация в очках за право первого хода
Маннэн-ко Тысячелетнее ко
Моти-коми Испорченное вторжение
Мукаи-комоку Симметричное комоку
Мэ Глаз
Нигири Розыгрыш цвета перед началом партии
Синоги Выход из затруднительного положения
Судзи Тактический прием
Сусоаки Заглядывание в чужую тер-рию
Сутэиси Жертва
Тэвари Анализ позиции без камней не учавствующих в борьбе
Тюбан Середина игры
Фукурэ "Раздутие" формы
Фусэки Начальная стадия игры
Цумэ-го Задачи на жизнь и смерть
Шодан Первый дан



Вадим Ляховский
Го на вашем КПК: Pocket Go Partner

Адзи
Serpov на rugo.ru Ценитель Го
17, November, 2003 13:26   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

АДЗИ (aji) - АДЗИ, "вкус", потенциальная возможность: АДЗИ относится обычно к слабости в форме камней или границе территории и может быть охарактеризовано как некая потенциальная угроза территориальным владениям или жизни группы, основанная на наличии слабостей в соединении камней, в связи с отсутствием явных двух глаз, незавершенности границы и т.п., вызывающая дискомфорт у того из соперников, чьи построения содержат АДЗИ (плохое АДЗИ -"плохой вкус"). Примером АДЗИ может быть камень, захваченный в ситё, но еще не снятый с доски. В определенный момент и при соответствующих обстоятельствах АДЗИ - "плохой вкус" в Ваших построениях - может быть эффективно реализовано соперником, если Вы вовремя не устраните АДЗИ, потратив на это ход (как правило, в готэ).



Отправка отредактированного (17/11/03 13:35)

Смотри в корень

Спасибо
Serpov на rugo.ru Ценитель Го
17, November, 2003 13:30   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Обязательно используем Ваш опыт. Хотя, конечно, опытные игроки знают почти все эти слова (может, не до конца понимая точный смысл исходного японского термина). Главная наша цель - расшифровка (двухуровневая) терминов.



Смотри в корень

Re: Справочник по терминам
Илья Ветров на rugo.ru Ценитель Го
17, November, 2003 14:03   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

LV , спасибо большое !

Важно группировать и сравнивать синонимы , тем более однокоренные , например атэ-атари , ката-катачи , судзи-тэтудзи , кориката-коригатачи , сусо-сусоаки и т.д.

Чем например различаются каруи и сабаки ?

Важно соблюдать баланс конкретности . Если говорить , что комоку - 3-4 , значит надо также раскрывать например отличие косуми от такефу и т.д.

LV писал(а):

> Аки-сан-каку Форма "Пустой угол

Пусть это будет изгиб ! Акисанкаку - пустой , магари - с чужим камнем . А угол - это угол доски .

> Какэ-цуги "Висячее соединение"

Может лучше косвенное ?

> Каруи Простейшая форма для создания базы

Имхо просто легкая форма , противоположность омои

> Сэки Патовая позиция

Имхо точный шахматный аналог - цугцванг . Пат - штука обычно односторонняя , и на на нем заканчивается партия .

> Кэйма Ход конем

Пусть будет "шахматным" , хотя это очевидно

> Тосэй Вечная жизнь. Бесконечное повторение взятия камней

"При игре по японским правилам - вечная жизнь"

> Дамэ Степень свободы камней

Часто слышу , но это же ужасно ! Противоречит остаткам физики в памяти . Просто граничная точка - чем плохо ? Точка дыхания - красивее , но менее конкретно .

И надо сразу упомянуть еще одно значение - ничейная точка (не обязательно с кем-то граничащая)

P.S:

> Амаригатачи Форма кажется хорошей, но мало что дает

Спасибо ! Полезно , а я никогда не слышал

> Пуки Взятие
> Ути-каки Жертва камня на 1-й линии для разрушения глаз

Кайф !



Наш рот всегда открыт для диалога (c) Владимир ВишневскийOkruzhor (экс-Игозавр)

Re: Справочник по терминам
Максим Подоляк на rugo.ru Любитель Го
17, November, 2003 14:31   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

По словарю damei - "свободный, пустой, бесполезный". В нашем случае "свободный" - лучшее.

"ataru" - целиться, попадать в цель

Re: Справочник по терминам
Игорь Гришин на rugo.ru Любитель Го
17, November, 2003 16:47   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Господа выражаю свою благодарность всем участвующим в этом обсуждении. Мы поместили предисловие к нашему словарю. Надеемся, что это многое разъяснит. Адрес прежний.

[goama.upstream.ru]\Articles\Go-glossarii.htm



игра Го - внутри игры Го и вне игры Го
[goama.upstream.ru]

Атари
Serpov на rugo.ru Ценитель Го
17, November, 2003 16:50   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Atari - окружение. Давайте предложения и замечания помещать под соответствующими статьями (пожелание).



Смотри в корень

Бамбо
Serpov на rugo.ru Ценитель Го
17, November, 2003 16:59   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

БАМБО (bambо - от яп.: bambu: - бамбук) - две параллельные двушки: косвенное соединение отдельных частей благодаря наличию миайных точек соединения, расположенных между двумя параллельными рядами камней.



Смотри в корень

Ёсу-миру
Serpov на rugo.ru Ценитель Го
17, November, 2003 17:09   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

> Ёсу-миру Ход, требующий фиксации формы от противника

Требует уточнения (см. ЙОСУ_МИРУ).



Отправка отредактированного (17/11/03 17:11)

Смотри в корень

Йосу-миру
Serpov на rugo.ru Ценитель Го
17, November, 2003 17:11   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

ЙОСУ-МИРУ (yosu-miru) - "пробовать ситуацию, расстановку сил", пробный ход: ход в сфере влияния соперника с целью выяснить его намерения по защите этой сферы (мойо); делается с таким расчетом, чтобы имеющиеся адзи зафиксировались и могли быть эффективно использованы либо для подчистки территории, либо для вторжения.



Смотри в корень

Re: Бамбо
Илья Ветров на rugo.ru Ценитель Го
17, November, 2003 17:40   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Serpov писал(а):

> БАМБО (bambо - от яп.: bambu: - бамбук)

Бамбук (растение) по-японски ТАКЕФУ . Термин БАМБО происходит от BAMBOO - английского (тоже конечно заимствованного , но я не знаю откуда) названия бамбука . Как я слышал , в Японии часто используют слово БАМБО в качестве термина Го .



Наш рот всегда открыт для диалога (c) Владимир ВишневскийOkruzhor (экс-Игозавр)

Re: Справочник по терминам
Максим Подоляк на rugo.ru Любитель Го
18, November, 2003 00:09   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Ja, natuerlich, Bamboo ist Japonische takefu.

:)) Бамбуу - так даже сказать по японски трудно.

Теперь точно сделаю глоссарий с японского.

Re: Справочник по терминам
Евгений Матвеев на rugo.ru Гость
18, November, 2003 01:07   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

>Пуки Взятие

Наверное, все-таки "нуки".

Re: Справочник по терминам
Максим Подоляк на rugo.ru Любитель Го
18, November, 2003 10:15   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Вы будете смеяться, но игрок в Го по нихонски будет "кикаку". Вот вы все кто.

Re: Бамбо
Serpov на rugo.ru Ценитель Го
18, November, 2003 13:52   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

См. "Словарь японского языка", фонетический (ромадзи), под ред. Лаврентьева, большой и толстый... Моя информация - оттуда. По-видимому, это "обратное заимствование".



Отправка отредактированного (18/11/03 14:08)

Смотри в корень

Давайте конкретнее
Serpov на rugo.ru Ценитель Го
18, November, 2003 14:16   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Мужики! Да и уважаемые леди, если таковые тоже терминами интересуются.

Нельзя ли ближе к тел..., т.е. делу?

Давайте свои варианты формулировок для словарных статей. Я уже рыбу страницы сделал ("Толковый словарь терминов игры го").
Там будет:
- алфавитный указатель (со ссылками);
- тематический указатель с краткой аннотацией термина;
- раздел со словарными статьями, в которых предполагается дать достаточно полное объяснение термина (примеры выше).



Смотри в корень

Страницы: 123>>
Страница: 1 из 3


Извините, только зарегистрированные пользователи могут писать в этом форуме.

  cassino online brasil   apuestas online en chile   Go game in Russia   Online Go lessons   How to Play Go