Еще бы я добавил, что важно не просто быть стратегом, но быть государственным стратегом, то есть служить народу. Об этом много писали китайские стратеги всех времен.
Иначе стратегия как искусства может быть направлена не во благо людей, а во вред им. Это недопустимо!
Приведу цитаты, которые я однажды выбирал для одного журнала, который так и не вышел.
Первый трактат, из которого мы приводим выдержки, был составлен при дворе князя Лю Анна (династия Хань, прибл. 180-122 гг. до н.э.) в его философском кружке «Хуайнань-цзы». Будучи меценатом и главой кружка, Лю Ань принимал деятельное участие в создании трактата, который называется как и кружок: «Хуайнань-цзы (Учителя из Южного Заречья)». Время написания трактата – первые десятилетия правления молодой династии Хань, основанной после гибели династии Цинь Ши Хуана.
«По законам прежних ванов при обработке полей не травили тьму существ, у зверей не отбирали молодняк, не спускали из озер воду для рыбной ловли, не поджигали лесов для охоты. Пока травы и деревья не начнут увядать, не ходили с топором в леса и на горы; пока насекомые не спрячутся, не начинали жечь поля; не убивали детенышей в утробе, не лазили за яйцами птиц, не ловили рыбу меньше чи длиной, не брали кабана моложе года».
«Властитель, желающий порядка, делает сердце пустым, а волю – слабой, разум его ясен и не омрачается. И тогда всё множество слуг наперебой спешат предложить ему свои услуги, и нет для него среди них ни глупых, ни умных, ни достойных, ни недостойных – каждый исчерпывает свои способности до конца. А когда так, то господин обретает средство управления слугами, а слуги обретают средство сложения господину. Дао управления страной, таким образом, ясно».
«Вэнь-ван был умен и тем не менее любил спрашивать – потому был мудр. У-ван был храбр и тоже любил спрашивать – потому и победил. Для того, что опирается на ум многих, нет невозможного, кто использует силу многих – неодолим».
«…Истощили добродетель, приумножили наказания и думают, что это и есть управление, а это всё равно что приманивать птицу с самострелом в руках, приручать собаку, обламывая об него палку. От таких действий смута только возрастает. «Когда вода загрязняется, то рыба задыхается; когда управление навязчиво, народ охватывает смута» .
«Тот, кто ухаживает за тиграми, барсами, носорогами и слонами, помещает их в загоны и клетки, потакает их желаниям, угождает им в пище, избегает их гнева и ярости. Однако звери не доживают до конца дней своих, оттого что их тело испытывает принуждение. Вот почему чем больше выдумывают всяких уловок высшие, тем более лживы становятся низшие; чем деятельнее высшие, тем ленивее низшие; чем требовательнее высшие, тем больше тяжб среди низших. Не утвердиться в корне, а предпринимать что-то в верхушках – всё равно что вздымать пыль, желая смести её, хватать в охапку хворост, спасаясь от огня».
«Творящие милости рождают порок, творящие бесчинства порождают смуту. Когда в обычай входят порок и смута – это признак гибнущего царства».
«В государстве, охваченном смутой, … множество прославляемых, которые награждены незаслуженно; тех же кто блюдет службу, без вины казнят. Властитель и высшие омрачены и лишены разума; слуги образуют группы и не преданны; болтуны упиваются красноречием; совершенствующие свое поведение соперничают из-за собственной выгоды. Властители и высшие отдают приказы и нарушают их из-за групповых интересов; запреты, оговоренные в приказах и законах, нарушаются из-за порока. Умные усердствуют в хитрости и лжи; храбрые проводят время в состязаниях. Большие чины сосредотачивают власть в своих руках, малые – держатся за свои права, близкие партии объединяются, чтобы дурачить высших. Такое государство хоть еще и существует, но древние в этом случае говорили, что оно уже погибло».
«Правление не в законах и установлениях, однако они могут быть полезны государству и помочь в управлении…»
«Обрести или потерять – это зависит от правителя».
«Таланты имеют свои преимущества и недостатки. Поэтому большой стратег не может заниматься мелкой тактикой, а обладающий незначительными способностями не свершит большой подвиг».
«Тот, кто искусен в самом тонком и детальном расчете, непременно слаб в большом искусстве управления Поднебесной. Тот, кто не упустит и мелочи в счете малых вещей, теряется при столкновении с большим счетом. Это подобно тому, как нельзя хорька заставить ловить быка, а тигра – мышей…»
«Мощь Небо и Земли позволяет рассчитывать так, чтобы за три года запашки поля накапливался годовой запас; за девять лет сбора такого запаса имелся бы трехгодичный фонд; за восемнадцать лет был бы запас на шесть лет, а за двадцать семь – девятилетний запас. И тогда пусть будут дожди, или засуха, или другие стихийные бедствия – народ не будет бедствовать и бродяжничать. Государство, в котором нет девятилетнего запаса, называется «недостаточным», в котором нет шестилетнего запаса – «страждущим», в котором нет трехлетнего запаса – «нищим».
Второй трактат написан в третьем веке в период укрепления центральной власти императора новой династии Хань. Автор трактата – историк и философ Сюнь Юэ (148-209г.), а называется трактат «Шень цзянь» - «Изложение явного». Сюнь Юэ служил у императора Сянь-ди и составил свой трактат специально для императора. Мы приводим выдержку из главы «Организация управления».
«Верхи должны управлять низами так, как удят рыбу: крепко держать удилище, следить за поведением крючка – ведь только так можно поймать рыбу. Окраинами центр должен управлять так, как правят конем: крепко держать в руках вожжи и управлять удилами – ведь только так можно править конем.
Наблюдая за мальчиком, загоняющим кур, можно уяснить приемы управления народом. Если мальчик спешит, куры пугаются, если он мешкает, куры топчутся на месте; когда куры направляются к северу, а мальчик внезапно преграждает им путь, куры поворачиваются к югу; когда куры направляются к югу, а мальчик внезапно преграждает им путь, куры поворачивают к северу; когда мальчик подходит к ним слишком близко, куры взлетают, а когда он отходит от кур, они разбредаются. Когда куры спокойны, к ним можно приблизиться, когда они неторопливо разгуливают и не встревожены, они могут кормиться. Лучший способ загонять кур – это гнать их, не погоняя; тогда они спокойны, тогда они, идя по дороге, войдут в свои ворота».
Помощник Президента Федерации Го
Новости Го: [
news.weiqi.ru]
ClasGo: [
tuan.weiqi.ru]