Ясно, что на компетентном уровне анализ позиции является составной частью игры.
В каждом конкретом месте я смотрю, что будет, если я или мой противник делает первый ход.
В смысле завершения игры можно представить анализ, состоящий из трех компонентов:
1) анализ на жизнь и смерть камней (территория не важна, строим группы с двумя глазами, предполагая, что противник делает первый ход)
2) анализ территории (смешанное и пустое пространство, примыкающее к живым камням одного цвета, определенным выше)
3) анализ теире (поправки к территории; здесь и жизнь камней и территория, определенные выше, имеют значение)
Такой анализ проводится после каждого хода к концу партии. В результате анализа определяется территория белых и черных. Если в игре наступает момент, когда так определенные территории не зависят от того, кто делает следующий ход, то игра заканчивается.
Я точно не знаю, по каким критериям надо этот анализ проводить. Каждый как хочет, так и делает, в соответствии со своим опытом и пониманием. Но как правило, как этот анализ ни делай, получается одно и то же. Поэтому и проблем как правило нет.
Интересно отметить, что в традиционном подходе партия как бы расщепляется на два разных вида. В первом виде (во время игры) и жизнь камней и территория имеют равное значение, во втором (во время анализа) - на первой стадии только жизнь камней важна, территория не принимается во внимание вовсе. Во время игры стратегия зависит как от судьбы камней, так и от судьбы территории. Причем территория определяется через расщепленный анализ, о котором я упомянул выше. Таким образом, можно сказать, что стратегия во время игры зависит от расщепленного анализа, в котором жизнь и смерть камней определяется независимо от территории, после чего территория вводится как следствие этого анализа и, возможно, анализа теире.
В современном подходе (например, китайские или американские правила) такого расщепления не происходит. Стратегия зависит от судьбы камней и от судьбы площади. Причем судьба площади, как и судьба камней, определяются через поиск оптимального продолжения игры. В традиционном подходе такое продолжение игры невозможно, так как там никакого естественного продолжения игры не предполагается. А именно, после заполнения дамэ и теире, и после совершения всех возможных ко-угроз, единственный оптимальный ход с точки зрения традиционного подхода - это пас. Поэтому требуется анализ, причем этот анализ не может пониматься как возможное продолжение игры. Анализ необходим для определения территории, и в конечном счете для определения стратегии самой игры.
Короче, вывод такой: 1) в традиционном подходе оптимальная стратегия во время игры зависит от расщепленного анализа, 2) в современном подходе оптимальная стратегия понимается как такое продолжение игры, которое максимизирует конечную площадь игроков.
Критерии, по которым проводится расщепленный анализ, нигде четко не определены, и сам этот анализ не может пониматься как продолжение игры. Поэтому стратегия во время игры по традиции по сути зависит от субъективного понимания игроков, по каким критериям надо проводить расщепленный анализ. Т.е. можно сделать вывод, что стратегия в традиционном подходе является субъективным аспектом игры. Однако, с практической точки зрения игроки на компетентном уровне практически всегда играют так, что позиция, возникающая к концу партии, не превосходит тактического и стратегического уровня игроков. Поэтому разные субъективные критерии расщепленного анализа ведут к одному и тому же результату, и возникает иллюзия объективности. То, что это только иллюзия, становится ясно как только в конце партии возникает ситуация, которая по уровню сложности превосходит способности игроков. И так происходит очень часто, если уровень компетентности игроков очень низкий, как у новичков.
Современные попытки формализации японской традиции по сути состоят в определении и более подробном описании каких-то объективных критериев расщепленного анализа. Необходимо выбрать какие-то критерии, установить их применимость, полноту, непротиворечивость, и т.д.
С другой стороны, в современном подходе оптимальная стратегия является объективным свойством игры по элементарным правилам. Игра по современным правилам может быть остановлена, как только пас становится приемлемым ходом по объективной оптимальной стратегии. На практике игра продолжается до тех пор, пока субъективное понимание позиции игроками не станет соответствовать объективному состоянию позиции. Т.е. современные правила предполагают однозначно определенный объективный статус позиции, но позволяют игрокам продолжать игру до надлежащего упрощения, после которого позиция становится простой для данных игроков.
Kитайские правила (pdf) 193kb Игра заканчивается, когда вся доска полностью поделена между черными и белыми. Выигрывает тот, кто занял больше пространства на доске.
Старые китайские правила (pdf) 88k