Re: Партия для разбора
Спасибо, MultyGoPlayer, за интересную игру!
Уровень игры проблематично взять и оценить. В настоящей оценке должно быть заложено несколько параметров. Например, уровень техники, уровень игры (игры самой по себе), уровень владения принципами Го. И это, пожалуй, еще не всё. Но как минимум эти три составляющие. Интересно, как вы сами оценили бы себя по этим трем параметрам?
Оценку в Кю "на глаз" я считаю необъективной. Так как неясен сам принцип выведения такой оценки. Сравнительная с чьим-нибудь рейтингом - довольно слабая оценка. Чтобы оценить игру в Кю, необходимо обратиться в Школу Го, в которой есть специалисты, способные дать такую оценку. Поэтому я выскажуть по шкале "начальный уровень, средний, высокий".
Наверное, будет честно сказать, что и техника Го, и само ведение игры, и владение принципами Го пока что находятся на уровне, который называют начальным. Видно, что вы уже освоили многое из этого уровня. И вам пора шагнуть дальше - на средний уровень. Для этого необходимо качественно изменить свою игру, поработать с техникой и глубже познакомиться с базовыми принципами Го.
Какие существенные ошибки бросаются в глаза? Я бы отметил во-первых то, что вы не строите свои камни совместно, для совместной работы. Из-за этого у черных камней низкое взаимодействие, а значит и низкая производительность. Мне показалось, что образование владений (территории) у черных происходит случайно, как побочное следствие борьбы с белыми или даже вопреки действиям черных. Но построение владений - это цель игры. Именно это должно занимать ваш ум при выборе направления игры. Как построить свои камни наиболее работоспособно, чтобы они могли ограждать большие участки владений, были способны их защищать и нападать на чужие области.
Во-вторых, отряды черных стоят недостроенными. То есть это слабые отряды. "Слабые отряды не могут ничем владеть и ни на что влиять" (цитата из "Русского Учителя Японского Го"). Так многого не добиться.
В-третьих, черные часто строят отряды наиболее затратным, прямым способом, не пользуясь косвенными способами усиления своих камней. Много прямолинейных действий. Оценка эффективности не проводится в принципе. Играть так очень трудно. Это как бродить по лесу с завязанными глазами, полагаясь на то, что кривая выведет.
Теперь несколько конкретных примеров.
Постановка 7 - пример локального действия, которое бросает черный камень в верхнем левом углу на произвол судьбы. Видимо, игрок черными о нем просто забыл или не видит ничего, кроме появившегося белого камня. Посмотрите на расстановку шире. Вы поставили камень у белого угла. И вам не ответили. Более того, новый белый камень тронул тыловую поддержку этого камня - нижний левый угол. Может быть стоит объединить усилия черных по левой стороне, окружая белый камень, поставив низкие клещи в один шаг (С8)? Тогда вы и свой камень разовьете, и на белый подход ответите. То есть одной постановкой решите как минимум две задачи. И черные камни тогда объединятся для совместной игры по левой стороне. И если белый выпрыгнет в центр, вы поставите еще один камень в угол, например так, как это сделано постановкой 7.
Постановка 9 - не самый удачный выбор углового построения. Она предполагает, что у черного отряда позади открытая сторона. А там уже стоит белый камень №8. Не лучше ли занять угол, либо шагнуть в центр, либо плотно построиться, прилипая к белому камню в углу (С16)?
Постановка 11 окончательно "прописывает" черный отряд на маленькой "жилплощади", в окружении белых. А вот белым камень №12 очень полезен. Теперь видно, что белые теснят черный отряд. То есть уже кого-то бьют. И этот кто-то - черный.
Постановка 13 вполне хороша, как вариант. Есть и другие, без сомнения. Но вот её продолжение никуда не годится. Зачем же резать белых? Тогда зачем черный камень поставлен у угла высоко? Чтобы занять самое неудобное для борьбы за угол положение? Какой был замысел у черного и был ли он вообще? Оценивает ли черный результативность действия, его исполнимость? Или мы об этом не думаем? Необходимо хотя бы примерно понимать, что вы будете делать от поставленного камня на три своих постановки вперед. Понимать, что это вам полезно в целом по позиции и здесь на месте. Вместо того, что резать белых, пытаясь влезть в их угол любой ценой, не лучше ли запереть белых в углу, построив отряд по правой стороне, обращенный на нижнюю сторону? Тогда построение черных в целом обретет объем (ковшеобразный строй), и камни объединятся для совместной игры.
Постановка 17 - пример очень узкого зрительного охвата игровой доски. Посмотрите, вам не ответили в правом верхнем углу. Там сейчкас можно добиться преимущества, достроив свои камни. Ведь там у вас и у белых вложено по два камня, значит там играть важнее. Необходимо наращивать преимущество, а не бегать за белым. Не дать втянуть себя в чужую игру - это уровень игры, уровень игрока.
Что-то удалось показать?