Re: Экспонат в музее Гонгконга
Умберто Эко. Маятник Фуко:
"Во-первых, засилье зеркал. Если имеется зеркало, это уж просто, по
Лакану6: вам хочется посмотреться в него. Но ничего на выходит. Вы меняете
положение, ищете такого положения в пространстве, при котором зеркало вас
отобразит, скажет: "вот ты, ты тут". И совершенно невозможно примириться с
тем, что зеркала Лавуазье, выпуклые, вогнутые и еще бог весть какие,
отказываются вести себя нормально, издеваются над вами; отступите на шаг - и
вы в поле зрения, шагнете хоть чуть-чуть - и теряете себя. Этот
катоптрический театрик создавался специально для разрушения вашей личности,
то есть вашего самоощущения в пространстве. Вам как будто внушают: вы не
только не Маятник, вы и не там, где Маятник. Появляется неуверенность не
только в себе, но и во всем прочем. Исчезают вполне реальные вещи, которые
вы видите рядом с собою. Разумеется, физика способна объяснить, что
происходит: вогнутое зеркало фокусирует лучи, исходящие от предмета - сейчас
этот предмет перегонный куб на медном чане, - а нормальное зеркало отражает
получаемые из вогнутого лучи таким образом, что собственно предмета,
очертаний его, в зеркале не видно, а ощущается нечто призрачное, мимолетное
и к тому же перевернутое вверх ногами, где-то в воздухе, вне зеркала.
Разумеется, стоит пошевелиться, и эффект пропадет. Взамен эффекта я увидел
себя во втором зеркале - вниз головой. Невыносимо."