Re: Царь
Знаете, я когда покупаю себе напиток, на стакан особенно внимания не обращаю, ну да ладно..
Фильм и не претендует на то, чтобы его называли историческим, но потрясает он духовной и нравственной правдой. Некоторые хронологические и пространственные сдвиги поданы, без сомнений, нарочито. Иными словами, трансформация исторического факта в символ не оставляет камня на камне от правды конкретного события, но из этого сделан художественный прием, на котором фокусируется внимание зрителя. И умный зритель понимает: реализм на экране полностью заменен символизмом. Искать в фильме фактическую точность бесполезно, ее просто нет. Искать точность в сочетаниях символов — необходимо, поскольку без этого фильм просто нельзя понять.
«Царь» — христианская драма. И если в деталях неточно всё, то в главном там всё сказано очень точно.
Отчего царь, которому в 1568 году было всего лишь 35 лет, выглядит намного старше? Когда время спрессовано, то естественно увидеть человека в том возрасте, которого он достиг к концу хронологической дистанции, а не в самом ее начале. К концу сжатого отрезка Ивану Васильевичу было уже не 35, а на 46. Примерно на столько и выглядит Мамонов.
Почему Филипп явился в Москву зимой, а не летом 1566 года, как было в действительности? Да потому, что времена года в фильме связаны с определенными состояниями общества. Филипп летом въезжал в зиму опричнины. Стоял мороз, и люди зябко кутались в худые одежки. И как быстро поседел митрополит.
В финальном эпизоде опричники сжигают храм, где укрылись монахи, не желающие отдать сатане останки убитого Филиппа. Откуда взялась эта сцена? Ничего подобного в истории не было. Но в фильме этот эпизод — часть художественной правды. Он символизирует разрушение православных устоев, производимое черным воинством опричнины. Не напрасно в кадр взят момент, когда с горящей церкви падает в снег луковка с крестом. Христианство поругано, духовный авторитет Церкви обращен в ничтожество — вот смысл эпизода. Конкретный, узнаваемый символ.
Этот фильм очень похож на правду. Настоящую большую историческую правду, стоящую выше событий и обстоятельств, вольно сдвинутых режиссером со своих мест.
Да, истинную глубину жизни в Боге передать через кино не получается, но что было возможно Лунгин сделал.