Re: Турнирная схема ФУС
Комментарии к описанию ФУС :
Главная проблема при выборе или построении турнирной схемы - компромисс "любительских" и "спортивных" интересов . Особенно вдохновляет задача предложить нечто новое мастерам .
Схема ФУС форовая , но пары стыкуются по принципу минимизации фор . Поэтому фора возможна в редких партиях , и только в случае отсутствия подходящего соперника . Малые форы вероятнее больших . Последовательная стыковка пар начинается с лидеров , поэтому они играют на форе реже других участников . И еще менее вероятна (хотя теоретически возможна) фора в решающих партиях . Перекосы шансов в играх (которые возникают при подъемах и спусках в швейцарских или ММ схемах) нивелируются форами .
Оценивается и поощряется сила игры , а не отрыв силы от рейтинга . Поэтому рейтинг влияет лишь на стартовые очки , а форы динамичны : при подборе равных соперников и при вычислении форы учитывается уровень игрока , то есть число турнирных очков вместе со стартовыми . После победы в партии игрок получает прибавку турнирных очков и вместе с тем - почетную обязанность играть в более трудных условиях , например с более старшим по рейтингу противником без форы . Эта "диалектика" - такая же , как в ММ , как в олимпийской системе и вообще как в любом турнире , распределяющем участников по силе игры .
Предполагается , что если двое участников оказались на некоторых уровнях , то их игровая сила , усредненная по прошлым турам с учетом рейтингов , соответствует этим уровням , а значит при динамичных форах во всех партиях шансы выровнены . Поэтому особой компенсации за игру белыми на форе (как в схеме ФОРС) здесь нет .
Судя по личному опыту , некоторые игроки стремятся выравнивать свои шансы в партиях и для этого удерживать достаточно стабильный форовый уровень . После победы их форовый уровень должен возрастать максимум на полкамня - тогда следующая партия будет мало предопределенной . Другие игроки хотят поскорее сыграть в очень трудных условиях , например без форы с игроком на несколько разрядов старше , и тем самым получить шансы далеко продвинуться в турнирной таблице .
Компромисс достигается на очень простой основе : при чередовании побед и поражений сдвиги уровня минимальны , ведь возможность большого продвижения исчезла , и главным требованием игрока становится выравнивание шансов в партиях . И наоборот - успех в первых турах повышает амбиции и вдохновляет на трудные партии , в которых победа маловероятна , зато дает шансы на сенсационное продвижение или на призовые места . Иначе говоря , предполагается , что после успеха в первых турах участники становятся "спортсменами" , а после поражений - "любителями" независимо от своих первоначальных установок .
Из этих соображений предожено ускорение динамики . Победа в первом туре или после поражений сдвигает уровень игрока на 1 турнирное очко (полкамня) - вдвое меньше , чем на LG в узких группах . Но если число побед превышает число поражений , тогда предполагается , что игрок будет побеждать и дальше , поэтому с каждой новой победой шаг увеличивается на 1 уровень . Используется разность числа побед и поражений , а не длина победной серии , чтобы снизить влияние "расположения" отдельных поражений среди побед .
Очень важный принцип ускорения - после любого сдвига уровня игрок должен сыграть на повышенном уровне достаточно много туров , иначе после большого скачка он мог бы оторваться от лидеров до полной недосягаемости . Поэтому перед концом турнира ускорение замедляется . Нельзя скакнуть больше , чем на (число оставшихся туров + 1) . Победа в последнем туре сдвигает уровень на одно очко , в предпоследнем - максимум на 2 очка и т.д. Если игрок делает большой скачок и затем всем проигрывает , он позволяет медленно движущимся игрокам догнать его .
Реальные сдвиги уровня будут умеренными . Например , в коротком турнире (5 туров) при всех победах игрок получит сдвиги на (1 + 2 + 3 + 2 + 1 = 9) уровней и максимальный скачок 3 уровня (полтора разряда) . В длинном турнире (10 туров) такой победитель получит суммарный сдвиг относительно своих стартовых очков в (30 = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 5 + 4 + 3 + 2 + 1) очков и максимальный скачок 5 уровней (2.5 разряда) . Но с каждым скачком участник играет во все более трудных условиях , поэтому такие длинные победные серии практически невероятны .
Одиночная победа дает сдвиг в 1 уровень , это достаточно мало . Но будет ли достаточно большим итоговый сдвиг после нескольких побед ? Это важный вопрос для группы лидеров турнира с разницей рейтингов в несколько данов , претендующих на призовые места . Назовем Аномалом игрока со сравнительно низким рейтингом , который выигрывает все туры . В турнире из 5 туров Аномал получит прибавку 9 уровней и обгонит игрока на 4 разряда старше , который всем проигрывает .
Возьмем более реальную ситуацию . Пусть есть группа лидеров одного рейтинга , скажем 2500 , они равны по силе и играют с чередованием побед и поражений , дрейфуя на 1 уровень за 2 тура . Рассмотрим возможности Аномала обогнать эту группу лидеров . В турнире из 5 туров Аномал прибавит 9 уровней , а дрейф лидеров составит 3 уровня . Значит , если рейтинг Аномала 2250 или выше , он обгонит дрейфующую группу .
Если же Аномал потерпит 1 поражение , его положение станет хуже и будет зависеть от того , в каком туре он проиграл . При проигрыше в 1-м туре он наберет (0+1+1+2+1=5) очков , во 2-м туре - (1+0+1+2+1=5) , в 3-м - (1+2+0+2+1=6) , в 4-м - (1+2+3+0+1=7) , в 5-м - (1+2+3+2+0=8) очков . Он обгонит дрейфующую группу , если его рейтинг 2450 , а поражение было в 1-м туре , или если его рейтинг 2300 , а поражение было в 5-м туре .
Проигрыш Аномала в начале турнира (предположительно более слабому противнику) наносит больше ущерба , чем проигрыш лидеру в последних турах . Это похоже на ситуацию с отбором в элитную группу на недавнем турнире во Владивостоке : если проиграл в первых отборочных турах , то не попал в элиту и потерял шансы на приз , даже при успешной игре в "утешительных" турах . Если успешно прошел отбор , тогда даже после поражения в элитной группе шансы на приз сохраняются .
Видоизмененный коэффициент Бухгольца учитывает отличие между разницей уровней игроков на момент их игры и итоговой разницей уровней тех же игроков . Коэффициент ФУС предполагает , что в конце турнира уровни игроков соответствуют их силе на турнире , и поэтому можно оценить реальную трудность сыгранных партий . Обозначим Ур(игрок) итоговый уровень игрока , а Ур(игрок,тур) - его уровень перед соответствующим туром . Получается , что вклад партии А и Б (в туре Т) в коэффициент для А равен (Ур(А,Т)-Ур(Б,Т))-(Ур(А)-Ур(Б)) . Слагаемое Ур(А) можно выкинуть , так как оно одинаково для всех игроков , которых надо развести с помощью коэффициента . Если минимизация форы была успешной , и все (Ур(А,Т)-Ур(Б,Т))=0 , тогда коэффициент ФУС сводится к коэффициенту Бухгольца . Поэтому проще всего сначала вычислить коэффициент Бухгольца , а затем учесть ненулевые (Ур(А,Т)-Ур(Б,Т)) по всем турам .
Схема ФУС жестко фиксирована , свободных параметров нет , ни качественных , ни количественных . Перспективы развития открываются , если уменьшить турнирное очко до десятой доли ранга , как в схеме ФОРС . Тогда можно изменить или сделать динамичными некоторые параметры . Например , стартовые очки можно распределять в зависимости от ранга , делая сетку очковых групп более густой для лидеров и более грубой для новичков . Можно усложнить начисление очков за победу и поражение (например , в стиле ФОРС) , перестроить концепцию ускорения , заменить алгоритм стыковки и т.д. . Но тогда это будет не ФУС , и сейчас нет оснований для подобных прогнозов .
[Продолжение следует]
Наш рот всегда открыт для диалога (c) Владимир ВишневскийOkruzhor (экс-Игозавр)