О том, как я чуть было не стал детским тренером по го
Если бы СССР пошел по китайскому пути развития, я бы с очень большой вероятностью наверное стал тренером по го на общественных началах. Наверное, если бы в России профессия школьного учителя нормально оплачивалась и престиж ее был таким как в Штатах, я бы стал школьным учителем и преподавал бы детишкам все-равно что, может быть го, может физику с математикой, а может историю с географией.
Собственно, перед распадом СССР у меня даже был такой опыт.
Начало 1990 года. Разгул перестройки. В умах брожения и шатания.
В стране бардак. Я еще работаю на режимном советском предприятии, но при этом 120 дней в году провожу в заграничных турнирах и просто турпоездках - изучаю мир и тружусь на благо отчизны.
В Питере у нас вовсю отлажен турбизнес по линии ленинградской го-федерации. Президент - Иван Шевалдышев - представитель спорткоммитета и пр. комсомола - ставленник Воронцова и я - к тому времени просто библиотекарь в той же федерации, а по совместительству и 'министр иностранных дел'. В течение 3-х лет мы с Иваном и без него организуем поездки на го-турниры в Европу по четко отработанной схеме.
Я занимаюсь всеми контактами в Европе, а Иван находит спонсоров, которые оплачивают по безналу все накладные расходы по этим поездкам - авиабилеты, визы и пр. А мы со своей стороны обеспечиваем дешевое или бесплатное жилье за счет организаторов туниров. Обычный состав делегации - человек 15. 10 игроков и 5 спонсоров (начинающих бизнесменов).
Это преамбула, чтобы обрисовать обстановку.
На работе у меня абсолютно свободный график, работаю не из-за денег, а ради чисто научного итереса. Да тут еще Воронцов все время мозги конопатит - заботится о развитии детского го. Сам он человек невыездной, языков не знает, вот и старается влиять на ситуацию доступными ему средствами. Идеями развития детского го я давно проникся и без него. За счет туристского бизнеса федерации мы выделяли по $100 в месяц на это дело.
Да к тому же по счастливой случайности прямо рядом с моей работой находился китайский интернат (на углу Светлановского и Тореза в Питере). Там учились дети многих наших сотрудников и как-то слово за слово мы решили сделать в этом интернате факультативный урок го.
Я пришел к директору и предложил свои услуги, сделав, конечно же небольшой исторический экскурс в культуру Китая и место вей-чи в этой культуре. Директрисса сразу же приняла инициативу, благо, я не выставлял никаких финансовых требований, а у них в каждом классе в расписании зияли дыры, которые можно было бы и заполнить моими уроками. За счет школы мы только закупили комплекты и я нагрузился 3-6 классами 2 урока в день. Так я проработал в этом интернате почти полугодие - с февраля по май. На уроках я учил детей играть не только в го, но параллельно рассказывал о мире, дальних странах, истории, географии, литературе и даже физике с математикой. Не знаю, что у детишек осталось после этого в головах, но мне мои уроки ужасно нравились. Я к ним специально никогда не готовился - все происходило достаточно спонтанно, вплоть до того, что дети сами задавали темы для обсуждений. Урок я делил примерно так - полчаса го и 15 минут общего образования. Интересно, что после того, как я уже переместился в Штаты, я немножко познакомился с американским подходом в школьном образовании. Оказывается, спонтанно я повторял многие из их методик, сам того не ведая. В отличие от советских школ, в Америке дети очень любят ходить в школу. Мои дети, даже если болели, всегда стремились туда. Не пойти в школу - это было бы страшным наказанием. В России же даже сейчас я не вижу никаких улучшений в этом плане. Мои дети очень часто ищут повод, чтобы прогулять школу. Я и сам в детстве частенько прогуливал школу под благовидными предлогами - мама меня никогда не ругала за это. И я отношусь к своим детям с пониманием.
Я не сравниваю здесь системы образования у нас и там. В Америке в начальной школе детей учат скорее разбираться в жизненных ситуациях, а не долбить схоластику, как это принято у нас. Поэтому американцы вырастают может и не такие образованные, зато гораздо более активные и жизнерадостные. А те кто дальше хочет получить образование, поступают в колледжи и университеты. Там у детей уже есть все возможности получить хорошее специальное образование.
Опять я отвлекся.
Короче, после лета я все-таки уволился с работы и мне пришлось уйти и из школы. Слишком сильно у меня тогда и жизнь поменялась.
К тому же пришлось в питерской го федерации взять бразды правления в свои руки. Спорткоммитет в лице Шевалдышева оказался уже нам не нужен. А на место президента претендовал Воронцов. У меня с ним хоть и были приятельские отношения, но видеть его в качестве президента я был категорически не согласен. Пообщавшись с народом, я понял, что фактически и никто его не хочет. Других кандидатур на горизонте не оказалось и пришлось мне взяться за это дело. С 1990 по 1995 года я был в каком-то смысле го-функционером, хотя и до этого уже в течении 2-х лет мы с Гавриловым и Воронцовым фактически управляли делами федерации. Воронцов после моего 'предательства' его интересов ушел в кусты, из которых потом так и не вылезал.
Так и закончился мой 4-хмесячный опыт преподавания го. Я вспоминаю его с большим удовольствием. Надеюсь, и моим детишкам есть о чем вспомнить.
Отправка отредактированного (28/12/04 15:42)
Все в мире относительно.Даже го.