Автор: Teh. Director
<<Если так будет, то Школа умрет вместе с магистром. Я вижу это иначе. Школа должна давать людям трамплин для взлета и возможность шагнуть чуть-чуть дальше в мастерстве чем ее основатель, тогда у школы будет будущее и возможность пережить своего Мастера, а у учеников будет возможность реализоваться как мастера и в рамках этой школы и в рамках другой, если они захотят ее создать...>>
Школа всегда умирает вместе с магистром. То, что остается, если остается - наследует часть и трансформируется. Даже, если сохраняется имя, по сути, это уже новая (в крайнем случае обновленная) школа. Ученики же, став мастерами, создают свои Школы, и могут превзойти школу родительскую.
Авторитет мастера (не авторитарность !) - не является препятствием для ученика, который "превзошел" учителя.
История знет не много случаев превосходства ученика при жизни учителя.
Мастер (Глава Школы) - многогранен. Успешный ученик часто превосходит учителя в одной из граней (или в нескольких), но крайне редко(при жизни учителя) - по большинству, по сумме. Не успевает догнать.
Их разделяют, как правило, дестилетия, которые Мастер - не выбросил на помойку, а учился. И сейчас, когда они живут в параллельном времени (субъективно оно имеет разную скорость и продуктивность в смысле расширения внутреннего субъективного пространства личности), ученик быстро учится, но мастер - не стоит на месте. Было бы ошибкой считать, что он способен коллапсировать.
Т.о. скорость расширения двух пространств - не совпадает. Начальный стартовый размер этих пространств (на момент включения в систему ученика) - тоже различен.
Вот почему у большинства народов и племен обществом управляли старейшины, и только военный вождь (князь) - выбирался из молодых людей. Других примеров - крайне мало. Но они есть. Они возникают тогда, когда особо одаренный ученик целенаправленно использует даный ему Богом талант на те же цели, что и Мастер. В этом случае, он способен догнать, и даже перегнать учителя. Но повторяю, это касается многогранных явлений подобных искусствам, а не одной конкретной дисциплине. Нет повода усомниться в способности прилежного и не глупого ученика превзойти хорошего школьного учителя математики прямо в школьные годы. Именно потому, что это узкое направление с ограниченной программой, а учитель - умелый педагог, и школа, в данном контексте, это совсем иное понятие. К тому же хороший школьный учитель всегда прибегает к помощи других учителей, и в этом смысле, такой ученик, все-равно не превзошел ещё уровень школы. Школьный учитель же - не является её главой и даже вершиной. Тем более, ученик, естественно, не готов возглавить школу, да и вообще приступить к обучению других.
Именно по этой причине дольше других живут те школы, в которых талантливый мастер сумел воспитать хотябы пару талантливых же учеников, которые сделавшись мастерами, и понимая описанный разрыв во времени и пространстве, сохраняют в себе не только чувство благодарности к мастеру-учителю, но и уважение к его взглядам и авторитету. И только выйдя на неосвоенные и неисследованные предшественником учителем просторы, т.е. достигнув рубежей предшественника, начинают искать новое понимание.
Выше сказанное не относится к лжеучениям и псевдо-школам, которые рассыпаются из-за естественной критичности мышления учеников и несостоятельности концепций основателей.
Мне кажется, что "трамплин для взлета", о котором вы пишете, легко способна обеспечить описанная мной структура. Впрочем, я не исключаю случая, когда во главе школы стоит не один мастер, а три, например. (Правда, это скорее всего уже Школа-наследница предыдущего этапа) Но авторитет - без него - никуда.
:)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- Не обижайся: способность понять зависит от личного опыта, а не от умственных усилий… (Сэр Джуффин Халли)
Гостинная Шк. "Стожар": [
100jar.blogspot.com]
Библиотека Шк. "Стожар": [
librarystozhar.blogspot.com]