Я еще новичек в Го. Когда я начал читать книги по Го, то сталкнулся с непонятными для меня терминами. Тогда я сделал для себя словарик (по содержимому тех-же книг):
Пункты
Комоку Пункт 3-4
Мокухадзуси Пункт 3-5
Оба Большой пункт в фусэки
Сан-сан Пункт 3-3
Сэй-моку Форовые пункты
Такамоку Пункт 5-4
Тэнген Центральный пункт доски
Хоси Пункт 4-4 "Звезда" (1 из 9 отмеченных пунктов на доске)
Формы
Аки-сан-каку Форма "Пустой угол
Амаригатачи Форма кажется хорошей, но мало что дает
Дзингаса Двойной пустой тр-к из 4-камней
Иккен-симари 3-4 + 5-4
Итиго-мас "Плотницкий" квадрат
Какэ-цуги "Висячее соединение"
Каруи Простейшая форма для создания базы
Ката-цуги Плотное соединение
Катачи Форма камней
Когэйма-симари 3-4 + 5-3
Коригатачи Переконцентрированная форма
Мойо "Мешок" Большая зона
Нирэнсэй Фусэки, где 2 хоси на одной стороне
Огэйма-симари 3-4 + 6-3
Омои Тяжелая форма
Поннуки Форма после съедения одного камня
Сабаки Легкая, эластичная форма
Санрэнсэй В фусэки 3 камня в хоси на одной стороне
Симари Два камня, закрывающие угол в начале игры
Ситё-атари Камень, прерывающий сите
Сэки Патовая позиция
Такэфу "Бамбуковое соединение"
Тасуки фусэки Черные начинают в противоположных углах
Ходы
Атэ (Атари) Ход, оставляющий только одно дамэ
Атэ-коми Ход, угрожающий разрезать косуми
Боси Накрывание сверху
Боцуги Соединение 3-х камней в линию
Варикоми Вклинивание между 2-мя камнями
Вариути Ход б. между 2-мя ч. хоси
Ватари Соединение по краю доски
Гэта Ловушка для камней
Дайдайкэйма Кэйма через 3 пункта
Дэ Ход между 2-мя камнями противника
Дэгири Комбинация из 2-х ходов с разрезанием
Ёсу-миру Ход, требующий фиксации формы от противника
Иккенбасами Зажим камня через 1 пункт на 3-й линии
Иккентакабасами Зажим камня через 1 пункт на 4-й линии
Иккен-тоби Прыжок через пункт
Какари Ход против одинокого камня в углу
Какэ Надавливающий ход
Ката-сэнтэ Одностороннее сэнтэ
Ката-цуки Ход по диагонали к камню противника
Кикаси Ход требующий обязательного ответа
Кири Разрезание
Кири-ноби Разрезание и удлинение
Кири-тигаи Обоюдное разрезание
Косуми Ход по диагонали от своего камня
Косуми-цукэ Ход по диагонали от своего камня вплотную к камню пр-ка
Кэйма Ход конем
Кэйма-ватари Соединение кэймой по краю доски
Кэйма-цуги Соединение кэймой
Кэси Гашение
Магари Ход, образующий угол
Манэ-го Белые повторяют ходы черных
Миаи Два равносильных хода
Накадэ Ход, не дающий построения двух глаз
Нараби Удлинение от своего камня в отсутствие камня противника
Ниданбанэ Двойное ханэ
Никкенбасами Зажим камня через 2 пункт на 3-й линии
Никкен-бираки Распространение через два пункта от своего камня
Никкентакабасами Зажим камня через 2 пункт на 4-й линии
Никкен-тоби Прыжок через два пункта от своего камня
Ноби Удлинение от своего камня в ответ на цукэ
Ноби-коми Удлинение в чужую территорию
Нодзоки Угроза разрезания
Огейма "Большой ход конём" кэйма через 2 пункта
Одзару "Прыжек обезьяны", огэйма со 2-й на 1-ю линию
Оиотоси Захват с жертвой
Оки Ход внутрь чужой группы
Оки-то Жертва 2-х камней на краю доски
Осаэ Блокирующий ход, предупреждающий ноби противника
Оси Толчек
Пуки Взятие
Сагари (Спуск) распространение к краю доски с 3 на 2 или с 2 на 1
Сангэнбасами Зажим камня через 3 пункт на 3-й линии
Сангэнтакабасами Зажим камня через 3 пункт на 4-й линии
Сару-субэри Прыжек обезьяны
Саси-коми Вставка
Сибори Сжатие
Ситё Лестница (вариант захвата камней)
Субэри Скольжение кэймой к краю доски
Сэмэай Борьба групп за выживание
Сэнтэ Ход без потери темпа
Тоби Прыжек через пункт
Тоби-даси Прыжек в центр
Тоби-коми Прыжек в чужую зону
Тоби-кцукэ Прыжек вплотную к камню пр-ка
Тоби-магари Прыжек, образующий угол
Тосэй Вечная жизнь. Бесконечное повторение взятия камней
Тэнуки Игнорирование хода пр-ка, ход в другой части доски
Тэсудзи Лучший ход в локольной позиции
Ути-каки Жертва камня на 1-й линии для разрушения глаз
Ути-коми Вторжение
Уттэгаэси Защелка
Фурикавари Размен
Хадзама-тоби Прыжек по диагонали через пункт
Хай Ползать
Хамэтэ Ход-ловушка (обычно неправильный)
Ханами ко Ко-борьба, когда 1 сторона ничем не рискует, а 2 очень многим
Ханэ Косуми к камню противника
Ханэ-даси Внешнее ханэ
Ханэ-коми Ханэ между 2-мя камнями
Ханэ-кэси Контр-ханэ
Ханэ-сита Ханэ снизу
Хасами Атака путем взятия группы противника в клещи
Хасами-цукэ Зажим вплотную
Хики Оттягивание к своему камню
Хираки Развитие от своего камня по 3-й или 4-й линии
Хори-коми Жертва 1-го камня
Цуги Соединение
Цукэ Ход вплотную к камню противника
Цукэ-атари Удар в лоб
Цукэ-гири Цукэ+разрезание
Цукэ-коси Цукэ против кэймы
Цукэ-кэси Кнтрцукэ
Цукэ-ноби Цукэ+удлинение или вид дзесеки
Цумэ Ход препятствующий хираки противника
Цуппари Удар в бок
Остальное
Адзи Скрытая угроза
Адзи-кэси Потеря адзи
Ацуми Плотность, сила
Беёми Дополнительное время
Готэ Потеря темпа
Гудзуми Когда аки-сан-каку становится хорошей
Дамэ Степень свободы камней
Дамэдзумари Нехватка дамэ
Данго Плотная, неэффективная масса камней
Дзёсэки Стандартная обоюдовыгодная последовательность ходов
Дзиго Ничья
Дзоку-судзи Плохой стиль игры
Ёсэ Завершающая стадия игры
Ёсэ-ко Ко-борьба маленькой стоимости
Иси камень
Иси-но-сита "Игра под камнями" Игра на месте съеденных камней
Кагэмэ Ложный глаз
Кадо Угол
Карами Опутывать
Ко-датэ Ко-угроза
Коми Компенсация в очках за право первого хода
Маннэн-ко Тысячелетнее ко
Моти-коми Испорченное вторжение
Мукаи-комоку Симметричное комоку
Мэ Глаз
Нигири Розыгрыш цвета перед началом партии
Синоги Выход из затруднительного положения
Судзи Тактический прием
Сусоаки Заглядывание в чужую тер-рию
Сутэиси Жертва
Тэвари Анализ позиции без камней не учавствующих в борьбе
Тюбан Середина игры
Фукурэ "Раздутие" формы
Фусэки Начальная стадия игры
Цумэ-го Задачи на жизнь и смерть
Шодан Первый дан
Вадим Ляховский
Го на вашем КПК:
Pocket Go Partner