GM Леонид Юдасин об игре го
|
|
Предлагаю вашему вниманию отрывок из книги питерского, ныне живущего в Израиле, шахматиста, гроссмейстера Леонида Юдасина.
Какая-то часть этого текста несколько лет назад была опубликована в журнале "Шахматный Петербург".
Отрывок публикуется без ведома и согласия автора.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Из игр нашёл одну, соизмеримую с шахматами по полноте, гармонии и сродству нашей духовной природе: го. Удивительно: иллюзорная оценка числа возможных партий близка: ~ 2^360 (шахмат) и 2^361(го). Где бы шахматы не возникли, сейчас – это игра европейца, го –
повсеместно достояние желтой расы. Японцы – эстеты, китайцы – философы; отношение к го как высокому искусству и духовной практике народы не утеряли . Полагаю, будет полезно шахматистам соприкоснуться с его философией и символикой.
Правила го элементарны: доска 19х19=361 пересечение, у белых и черных по 180 камней, начинают черные . Камни выставляются на любое свободное поле (за чуть исключениями), по очереди. Задача: окружить максимальную территорию и число камней противника. При подсчете завоёванное пересечение (занятое или окруженное) = одному окруженному камню = одному очку. Перебрал – выиграл. Всё.
Доска пуста, вся будущая игра – возможность и ресурс (коробочка камней). Камни безличны , но в процессе действия из них как бы строятся “фигуры” (группы). Борьба – ими, основное техническое понятие: “жизнь” и “смерть” группы. Мат шахмат “всеобще”, в го – сыплют “маты местного значения”. Группа, даже окруженная со всех сторон, “дышит”, пока есть “глаза”: точки, куда противник принципиально не может подсунуть камень (его берут, а группа, из-за
наличия второго “глаза”, ни на мгновение не окружается полностью). Очень велико взаимодействие камней. Термины биологические, группы – словно растущие и срезаемые растения.
Го – борьба почти чисто стратегическая. Большинство ходов избирают по “красоте положения”; эстетически и интуитивно: возможностей так много, что полный перебор нереален. Знание и чувство принципов, бессознательная художественная глубина – основа действия мастера.
“Случайностей”, “зевков” втрое меньше шахматных, калькуляция темпов важна исключительно. Расчет далёкий – но проще, неразветвлённей. Игра чрезвычайно сложна: профессионал способен дать сильным любителям (“просто мастеру”) 20-30 камней форы и побеждать. Практически, играть между собой “гопники” разных категорий не могут – в отличие от шахмат, где гроссмейстеру злостно противится кандидат в мастера.
Конкретная борьба – когда на доске тесно, до того лишь стратегия, – успех будущей тактики ею предопределён. Партия – 200-250 ходов , 5-6 часов. Важно терпение, принцип: не искать быстрых выгод . У нас гуляют полушуточные правила: “не знаешь, что делать – двигай пешку, перед которой нет неприятельской”, “под атакой – запасайся материалом”, “в цейтноте подводи короля к часам”… В го делать ход вообще нельзя никогда: взаимодействие с партнером, его камнями и идеями огромно, почти не опосредовано сложными правилами и характерными фигурами.
При хорошем уровне об ошибке здесь узнаешь, завершив партию и анализируя; в шахматах изменившийся “рисунок вариантов”, сразу или чуть погодя, партнерам намекнёт. Быть может, сравнение звучит подобно восточной и западной музыке: в первой больше ритмическое и тональное многообразие – но уступает изрядно полифонией голосов и инструментов.
Вторжение камней напоминает волны на песке, – или, скорее, лаву, проникающую во все точки.
Любимый образ го: “рисование”. Кисть направлять под силу мастеру: “нужно всё время иметь в виду, что твой партнер выдумывает лучший ход точно также, как и ты” . Рисунки размышлений.
Философически шахматы и го относятся к “открытому знанию” (в отличие от карт). Под ключом: сознание партнера, собственная глубина. “Заданные“ у нас немало каскадом дерущихся фигур, – в го они поначалу почти проступают . Дуализм света и тьмы, творящего и творимого – повод для диалектик и философий. Здесь корень го: переплетение, сквозная живопись белых и черных – вытеснение, сила, присутствие. Но человек, подобно Творцу – один, един..., – появляется
король, приходят шахматы . Жизнь – это из раздвоения достичь единого, в подобиях – уникальность.
Мне кажется, широта мышления го меньше – но глубже созерцательная способность, душевный контакт партнеров. Действа словно всем противоположные... Желание го: от пустоты, намека –
к сгущению ; средства неразличимы: как бы шабаш беспристрастных, прозрачных, грандиозных космических сил. Шахматы – борьба личностей, всего персонального и индивидуализированного. Лики вселенной, отпечатки реснички из глаз её Властелина. Го – утончённей, очищенность духа: “бездна, звезд полна”; шахматы – судьба страстного, кривого, человечьего. “Звезда с звездою говорит”.
Ещё удивительная дихотомия: в шахматах централизованное словно обретает двойную силу, все потуги стратегий – за центр; у го он слабей углов и флангов: дольше окружать. Сосуды шахмат стремятся вперед – достичь, действую, единой–единственной цели; в го “шуньята”, творящая пустота буддизма, мечтает хоть на что-нибудь опереться – и концентрируется к краю. Противоток времен? Го – изысканнее, шахматы – теплее; обе – средство общения и сообщения между людьми, обе глубоко философичны.
Что говорят о себе профессионалы го?
“Имеются надежные основания полагать, что го вначале было связано с гаданием по И-Цзин” .
“Доска для го изображает вселенную, белые и черные камни – положительные и отрицательные силы”.
“Старинная китайская книга… даёт толкование, что 361 точка пересечения – количество дней одного года, а 4 угла – 4 сезона”.
“Го рассматривалась как миниатюра поля сражения”.
“Игра го достигла такого высочайшего развития, что её дальнейшее совершенствование будет чрезвычайно затруднительным” .
“Го часто называют искусством гармонии... Эгоцентрический образ мыслей часто приводит к самоуничтожению”.
“Идеальная партия – превосходное произведение искусства... можно сказать, что совершенно серьёзно сыгранная партия го воплощает борьбу человека за самый высший идеал”.
“Производит глубокое впечатление суровость, твёрдая решимость в борьбе с самим собой, (которая) существует, главным образом, среди игроков высшей категории”.
“Мы должны не забывать, что посредством сдержанности можем сделать успехи в искусстве и что благодаря спортивному сочувствию можем разделить с партнёром... удовольствие от победы
независимо от результата”.
“С технической точки зрения в любом случае может быть только одна лучшая мера, но найти её без ошибки – выше возможностей человека”.
“Го в удивительной степени отражает различные признаки человека, такие как безрассудно смелый или предусмотрительный, оптимистический или пессимистический, романтичный или реалистичный... Часто случается, что множество сложных предрасположений и деликатных темпераментов обнаруживается в процессе состязания. Доска является зеркалом человеческого характера”.
На Востоке полагают: занятия го гармонизируют личность. То же, под верным использованием, – скажем для шахмат?
Шахматы – многограннее, человек в их зеркале полней отражен – но и сложней, спутанней, – ибо нелинейно серебро, таинственно индивидуален изгиб. Быть может, для мудреца Восхода мир – пуст и эстетичен, как го, философу вечера – динамичен, густ и противоречив: “шахматы”?
“Большинство из нас не в силах знать себя достаточно подробно, но в процессе игры мы часто узнаём скрытые аспекты своего характера”.
“Го имеет большое педагогическое значение, т.к.... не только тренирует мыслительную способность, но развивает способность заглянуть в душу человека”.
“Одна из десяти заповедей игроков в го: отказ от эгоистического стремления к победе”.
Перефразируя Марселя Душана: быть может, мастера го – такие, какими шахматные мастера должны быть – но, к сожалению, в большинстве случаев не являются?
Смешливая перекличка. Гений го Го Сейгэн (Китай): “Если бы я играл партию с Б-гом, создалось бы преимущество надо мной раньше, чем я сделаю 50 ходов. Хотя Б-г делает безошибочные ходы, я–то – ничтожный человек, который не в состоянии всегда делать безупречные ходы”. Роберт Фишер, несчастный и гениальный : “Я не знаю, как Б-г играл бы против меня на 1.е2-е4!” . Голоса мудреца и подростка, – но о чём-то: го оказалось для коллективного ума слишком сложно, шашки – разрешимы, – тогда как шахматы: “под стать” –
что и порождает некоторую самонадеянность.
В завершение, из романа Я.Кавабаты (страстного любителя го) “Игрок”. Матчи го на высшие звания проходят в уединении, участники изолированы не слабже американских присяжных.
Старик-чемпион отстаивает титул от молодого претендента. Бой длится несколько дней, старик всё свободное время за играми: карты, шоги , шахматы, бильярд... Репортёр тщится уловить мистическую суть го – маэстро, словно не понимая, возвращает сухие профессиональные
оценки. Матч заканчивается поражением, и через год старик одиноко и печально умирает. Кто из шахматистов, положа руку на сердце и прислушавшись, – не уловит в себе, наряду с набоковским Лужиным, гестаповским узником и Чентовичем “Шахматной новеллы” Цвейга, – и этого трагического старика?