Индустриальная революция и вторжение в Го элементов промышленного производства продиктовали не только стандартизацию правил, результатов и равенства сторон через коми 4,5-7,5 очков, но и стандартизацию участников, в результате которой распространилось расхожее заблуждение, будто Го – игра для двоих, а не для троих участников.
Как старые игроки «соображали на троих» может увидеть каждый, кто рассмотрит небольшую подборку гравюр укиё-э, посвященных Го. Два игрока Го – вопиющее исключение из обычного распределения социальных ролей, продиктованных драматургией Го. В постановке спектакля постоянно кого-то не хватает. Недостачу этого третьего многие интуитивно чувствуют и пытаются восполнить тем или иным способом.
Если с двумя игроками все понятно, они выполняют извечный конфликт даосской космогонии, сводя его к законченности пустоты и разделения доски на две территории, то роль третьего – не игрок.
Но если третий не игрок, то какова его роль и каковы вытекающие из этого функции? Попробуем в общих чертах реконструировать атмосферу Го древности и в ходе мысленного эксперимента восстановить эту роль концептуального третьего.
Во-первых, мы давно перестали замечать необходимость в наличии мастера церемоний, так как эти функции были переданы Машине. В настоящее время все области нашей жизни законодательно зарегулированы, и все появившиеся в ходе эволюции культуры этические концепции давно воплощены в законах, а не в традициях. Порядок церемонии (то, что сейчас в программном коде – машинном или людском — называется протоколом) это роль, требующая отдельного исполнителя. Третьего.
Третий к тому же – это гарант столкновения и правил ведения войны. Он облекает столкновение воль в конвенционную и ритуальную форму, не давая перейти к насилию. А ритуал ценен своей жесткой последовательностью действий. Отсюда все эти жесточайшие правила не переставлять камни, если отнял руку, не двигать камни по гобану, не шуршать в чаше пальцами, не болтать и сидеть ровно, сконцентрировавшись на партии, хотя никаких других оснований для таких предписаний и запретов, кроме ритуальных, нет и быть не может.
Другая роль концептуального третьего – это наблюдатель. Гравюры и фотографии дают нам это понять. Если двое играют друг против друга, и потом будут рассказывать что произошло по их мнению, то третий может рассказать о том, что видел сам и что было на самом деле. Это не только наблюдатель, но и свидетель, рассказывающий о столкновении и победе.
Были и другие роли. Подробнее: [
tengen.ttrofimov.ru]
--------------
Нельзя спасти Россию, не учредив свою династию...