Learn Go Game
Правила Го, задачи для начинающих, партии мастеров Го.
Подфорум курирует А. Динерштейн

Старые китайские правила

andsok75 на rugo.ru Гость
26, May, 2006 15:17   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Старые китайские правила.

В этой статье я расскажу про старые китайские правила, по которым
играли в китае в древности. Конечно никто в точности не может сказать
как играли в древнем китае, данное описание является одним из
возможных сценариев. Я также объясню как древние китайские правила
соотносятся с японскими и современными китайскими правилами.

Моделью для старых китайских правил служит беспасовое го с возвратом
захваченных камней:
1) пасы не являются частью игры,
2) вместо хода на доске можно отдать противнику один из захваченных камней.

Игра заканчивается, когда все оставшиеся ходы являются числами.

Под числом в данной модели понимается ход, который не создает для
игрока дополнительных ходов. В начале игры существуют ходы, которые
обеспечивают для игрока большое количество дополнительных ходов в
будущем. Позиция очень горячая. В середине игры позиция еще горячая,
но температура лучших ходов падает, т.е. эти ходы хотя и обеспечивают
дополнительные ходы в будущем, но уже не так много как в самом начале.
К концу игры температура падает еще ниже и позиция становится теплой,
т.е. есть ходы которые в лучшем случае могут обеспечить 5-10 ходов
дополнительно или меньше. В конце концов наступает момет, когда ни
один из оставшихся ходов не может обеспечить дополнительных ходов,
остаются одни числа. Позиция становится холодной. Именно в этот момент
игра заканчивается по определению. Игроки сравнивают количество ходов-чисел,
и у кого больше, тот выигрывает.

Очевидно, что ход в дамэ, который вынуждает противника сделать защитный
ход внутри своей группы, не является числом. Такие ходы должны быть
сделаны до завершения игры. Кстати заметим, что первое нечетное дамэ
также не является числом, поэтому игра заканчивается после того как один из
игроков заполнит его. Оставшиеся дамэ являются числами.


Как определить количество чисел?

Хотя игра закончена, по модели игроки продолжают делать ходы на
числах. Так как количество дамэ четное, игроки имеют равное количество
ходов на дамэ. Игроки делают ходы внутри своих территорий. Каждый ход
приносит игроку одно очко. По мере заполнения своих территорий,
мертвые камни будут захвачены. После этого можно делать ходы на
пункты, где стояли эти мертвые камни, а также использовать сами
захваченные камни в качестве ходов-чисел. И так продолжается пока у
каждой отдельной группы не останется два незаполненных пункта. Эти
пункты нужны для жизни, и таким образом они числами не являются. Так
же и в секи, если есть глаза которые нужны для жизни, они остаются
незаполненными. После того как все возможные ходы сделаны, включая
захваченные камни, игроки сравнивают количество сделанных ходов. (Коми
для белых можно рассматривать как набор из, скажем, 6-ти
дополнительных ходов.)

Естественно, нет необходимости продолжать делать ходы. Можно просто
снять мертвые камни с доски и добавить их к уже захваченным камням.
Тогда количество очков складывается из территории, плюс мертвые и
захваченные камни, минус налог на жизнь с каждой отдельной группы.

Ход внутри территории противника не изменяет балланс очков.
Действительно, хотя вы получаете одно очко за этот ход, противник
также получит одно дополнительное очко, когда захватит ваш камень и
потом вернет его вам в качестве хода. Конечно, это верно только в
случае если ваш ход внутри территории противника является числом, т.е.
у противника есть эффективный ответ, который позволяет ему захватить
ваши камни. Если у противника такого ответа нет, то ваш ход внутри
территории противника не является числом и, следовательно, игра еще не
закончена. Таким образом, по определению игра может быть закончена
только когда у вас есть эффективный ответ на любой ход противника
внутри вашей территории. Именно поэтому данная территория является
вашей и приносит вам очки, когда вы ходите внутри нее. Тогда как
ход-число противника внутри вашей территории в обязательном порядке и
вам обеспечит один дополнительный ход.

Балланс очков не изменяется даже если вы захватываете несколько
камней противника внутри его территории, но в конце концов погибаете
(как и должно быть если все оставшиеся ходы действительно числа).
Действительно, допустим что у вас есть мертвая группа внутри
территории противника и вы сделали ход, который привел к захвату
нескольких его камней. Во-первых, ход который вы сделали внутри
территории противника как и раньше будет скомпенсирован пленником,
которого вы добавили в территории противника. Во-вторых, вы можете
использовать камни, которые вы захватили в качестве ходов-чисел, но в
результате захвата этих камней внутри территории противника открылись
пункты, в том же количестве, на которых противник может сделать точно такое
же количество ходов. Данные соображения хорошо знакомы тем, кто играет по
японским правилам.


равила не подходят для новичков. Можно
конечно вдолбить в новичков определенную процедуру, и они со временем
научатся ей пользоваться, если им помогать, причем как правило они так
и не поймут какой у этой процедуры смысл и при каких условиях ее можно
применять. Ошибки естественно остаются, хотя их количество
уменьшается. Если же новички сами по себе и у них нет рядом того, кто
мог бы помочь в каждой конкретной ситуации и в конце концов вдолбить в
них правила, то они просто не смогут завершить игру, а значит и не
смогут играть.



Современные китайские правила.

В отличие от японцев, китайцы пошли по другому, более радикальному
пути. Они отказались от старой модели и от старых правил, и ввели
новую модель. Хотя новая модель совершенно не зависит от старой
модели, к ней можно легко придти отталкиваясь от старой модели и
старых правил. Предположим, вы играете по старым правилам. Игра
закончена, мертвые камни сняты с доски и использованы на заполнение
территории противника (обычный прием при подсчете очков). По старым
правилам вы сравниваете оставшуюся территорию минус налог на жизнь.
Легко понять, что после того как захваченные камни возвращены на
доску, количество белых и черных камней одинаковое (или почти
одинаковое, максимальная разница в один камень). Поэтому практически с
тем же успехом можно сравнивать не территорию, а площадь, т.е. пункты
занятые вашими камнями и окруженные ими пересечения. Теперь мы
отказываемся от старой модели и вводим новую модель. По новой модели,
цель игры состоит в том, чтобы занять больше пространства на доске
чем противник. Игра может продолжаться до тех пор пока самим игрокам не
станет ясно какие камни являются живыми, а какие мертвыми. При желании
игра может быть завершена после того как все возможные камни противника
захвачены в явном виде. Более сильные игроки могут завершить игру сразу
после заполнения первого нечетного дамэ, но при необходимости могут
продолжить игру пока им не станет ясно, какие камни живые, а какие мертвые.

Данная модель является настолько простой и интуитивной, что тут и объяснять
то нечего. Кроме того, при желании всегда можно обеспечить равное
количество сыгранных белых и черных камней, и определить победителя
путем подсчета территории как в старых правилах. Еще раз хочу призвать
всех перейти на современные китайские правила. Поначалу может быть
необычно, но как только вы увидите их в действии, т.е. при разрешении
спорной ситуации, вам врядли захочется играть по японским правилам.
Также время, которое обычно уходит на разъяснение японских правил, можно
потратить на развитие тактических и стратегических навыков новичков.
Ваше личное решение перейти на современные китайские правила может
существенно повлиять на уровень распространения и популярность игры.



Kитайские правила (pdf) 193kb Игра заканчивается, когда вся доска полностью поделена между черными и белыми. Выигрывает тот, кто занял больше пространства на доске.
Старые китайские правила (pdf) 88k

Re: Старые китайские правила
Михаил Емельянов на rugo.ru Эксперт Го
26, May, 2006 18:47   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

интересная статья!



Помощник Президента Федерации Го

Новости Го: [news.weiqi.ru]
ClasGo: [tuan.weiqi.ru]

Re: Старые китайские правила
sasharu на rugo.ru Любитель Го
26, May, 2006 19:22   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Опять правила...Зачем вы травите?



Пьянство и воровство-Русская Национальная Идея!!!

Re: Старые китайские правила
Teh. Director на rugo.ru Ценитель Го
26, May, 2006 23:00   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Правила - это все же интересная тема... вопрос оптимальных правил для начинающих еще до конца не решен...



<По техническим вопросам форума и портала weiqi.ru можно обращаться ко мне td#weiqi#ru.>
Qui parcit nocentibus, innocentes punit - Кто щадит виновных, тот наказывает невинных.
Бортовой журнал: [dimdimka.weiqi.ru]

Re: Старые китайские правила
andsok75 на rugo.ru Гость
27, May, 2006 16:27   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Если поверхностно взглянуть на японские правила, то может сложиться ошибочное представление о сути проблемы, и соответственно сути самой дискуссии о правилах. Если не вникать в проблему, то можно подумать, будто основная трудность состоит в существовании каких-то редких замысловатых позиций, которые на практике не встречаются. На самом деле проблема конечно не в этом.

Также, если не вникать в суть проблемы, можно подумать, будто фраза "выигрывает тот, у кого больше территория плюс мертвые и захваченные камни" является предельно простой и понятной. На самом деле это не так. За этой на первый взгляд простой фразой кроются значительные сложности. Целью данной статьи является подробное и предельно конкретное описание этих сложностей.



Kитайские правила (pdf) 193kb Игра заканчивается, когда вся доска полностью поделена между черными и белыми. Выигрывает тот, кто занял больше пространства на доске.
Старые китайские правила (pdf) 88k

Re: Старые китайские правила
shadowjack на rugo.ru Ценитель Го
28, May, 2006 18:51   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Кстати, большинство чемпионатов по компьютерному го проходит по китайским правилам, которые значительно проще формализовать.

Re: Старые китайские правила
Aragorn на rugo.ru Учитель Го Черный пояс
28, May, 2006 22:23   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Это Ваша статья, Андрей? Или это перевод чьей-то статьи? Извините за это уточнение.



Стратегия выше цели
[clubgo.ru]

Re: Старые китайские правила
andsok75 на rugo.ru Гость
29, May, 2006 12:17   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Основные идеи я взял из книги Mathematical Go, которая основана на комбинаторной теории игр.

Короче если прямо ответить на ваш вопрос, то это не перевод. Я ничего подобного на английском не видел, хотя сама модель была описана уже давно в Mathematical Go.



Kитайские правила (pdf) 193kb Игра заканчивается, когда вся доска полностью поделена между черными и белыми. Выигрывает тот, кто занял больше пространства на доске.
Старые китайские правила (pdf) 88k

Re: Старые китайские правила
Aragorn на rugo.ru Учитель Го Черный пояс
29, May, 2006 13:17   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Тогда скажу, что Вы проделали очень большую работу. Начало положено. Но эти идеи придется продвигать. Это потребует времени, упорства и еще чего-то неуловимого на первый взгляд. Авторство в таком продвижении - необходимый элемент. Я готов бескорыстно помочь Вам в продвижении Ваших идей, в случае, если Вам нужна моя помощь. Можете не торопиться ответить мне, время есть.



Отправка отредактированного (29/05/06 13:20)

Стратегия выше цели
[clubgo.ru]

Re: Старые китайские правила
andsok75 на rugo.ru Гость
29, May, 2006 17:24   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Помочь может каждый. Если вы поняли, в чем состоит идея и коренное отличие современных китайских правил от японских, попробуйте донести эту идею до тех, кто еще не понял. Ну и наконец просто играйте по китайским правилам, нам всем сильно не хватает практики в этом вопросе, и каждый может внести свою лепту.



Kитайские правила (pdf) 193kb Игра заканчивается, когда вся доска полностью поделена между черными и белыми. Выигрывает тот, кто занял больше пространства на доске.
Старые китайские правила (pdf) 88k

Re: Старые китайские правила
Aragorn на rugo.ru Учитель Го Черный пояс
29, May, 2006 17:41   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Да мы играем по этим правилам постоянно! В Китае только по ним и играем. Кстати, наша Федерация, единственная в России федерация по игре Го, в которой есть Мастера с китайскими дипломами по Вейци. Это стоило нам, конечно, и времени и поражений - ничто не дается просто так. Например, помню, как проигрывал партии во время "закрытия дамэ", когда играл в Китае и со стариками и с детьми. В китайских правилах есть свои нюансы, нужна практика игры по ним ...



Отправка отредактированного (29/05/06 17:43)

Стратегия выше цели
[clubgo.ru]



Извините, только зарегистрированные пользователи могут писать в этом форуме.

  cassino online brasil   apuestas online en chile   Go game in Russia   Online Go lessons   How to Play Go