Галерея «И»:  уникальные наборы игры Го




Правила Го, задачи для начинающих, партии мастеров Го.
Подфорум курирует А. Динерштейн  

Есть ли методички по обучению го детей?

makondo на rugo.ru Гость
06, March, 2016 02:19   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Добрый день!
Я веду детский кружок го, уже почти год. Нигде не регистрировался, все бесплатно, на общественных началах.В основном это дети 1-3 классов, но есть 5 и 6.
Кроме проблем с большой текучкой столкнулся, что я не могу выделить важные акценты, на которых нужно обращать внимание. Процесс идет очень медленно.

Недавно я попытался для себя выделить какие-то важные вехи , маленькие уровни, достижения, которые прошел ученик.
А именно:

0. Поддерживает в среднем интерес к игре.
1.Знает основные правила ( без ко)
2. Играет в атари-го
3. Выигрывал в атари-го ( включая усложненные варианты "до 2, 3, ... камней"
4. Хорошо видит атари и умеет убегать из него.
5. Умеет строить и закрывать территорию.
6. Знает про 2 глаза и использует. Решал сам простые задачки на жизнь и смерть.
7. Использует прыжки по стороне через 1.
8. Использует прыжки по стороне через 2 - никкен-бираки.
9. Играл партии на доске 13х13.
10. Умеет вторгаться в угол под звезду и строить живую форму.
11. Видит, если его форма не живет и не борется за нее.

Есть еще, я просто написал самые начальные.
Я предполагаю, что существуют методические рекомендации для обучения игроков начального уровня.

Если знаете - подскажите, пожалуйста!

Кроме атари-го, го 9х9 и 13х13, использую игру с подсказкой более слабому игроку каждого четного хода. Играем с программами, Free Go на адроидах и решаем задачки из 2 тома Богацкого ( 1го у меня нет). Используем платный аккаунт на Gochild2009 и простых ботов на КГС. Смотрим Хикару по серии на занятии.
1.5 часа раз в неделю на выходных.


Сам играю не очень сильно. Думаю,что мой уровень не превышает 10 кю.

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
Aragorn на rugo.ru Учитель Го Черный пояс
06, March, 2016 15:14   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Makondo, вам какая нужна методичка? Чтобы дети её сами читали и по ней учились? Или чтобы именно вы её читали и чтобы она вас вела?
Судя по тому, что я прочёл выше, вы хотите быть детским тренером. Тренировать детей в игре Го, чтобы они играли сильно? Так?

Преподавание Го для детей - не простое дело. Невнимание детей на занятии, нестойкий интерес и текучку приходится компенсировать. Для такой компенсации надо иметь сильную мотивацию, энергию, длинную кишку и свободные средства, так как заработать на детском Го крайне нелегко. Здесь должны быть проводники.
Примеры проводников:
1. Вы одарённый педагог и в принципе можете научить детей чему угодно, в этом вы находите мотивацию и самосовершенствуетесь
2. Вам передана глубокая традция Го и вы решились на передачу этой традции через детей
3. Вы нашли особенных детей, и что ещё более важное - крайне особенных родителей, и они очень попросили вас обучить своих детей Го. Попросили именно вас.

Когда я начинал свою детскую школу Го у меня были и дополнительные проводники. Один из таких - боевые искусства. Боевые искусства, в которых я был профессионалом, генерили интерес, который я трансформировал в интерес к Го.

Стратегия выше цели
[clubgo.ru]

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
makondo на rugo.ru Гость
07, March, 2016 10:29   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Aragorn, методические разработки нужны, конечно же, для обучения новичков, детей.
На какие моменты нужно акцентировать внимание ученика, на какие ступеньки можно условно разделить уровни обучения - что в каждую ступеньку входит, итд.

Я не жажду быть детским тренером, просто так сложилось, что я веду кружок 1-2 раза в неделю. Были благоприятные обстоятельства, чтобы его организовать - интерес детей, родителей, бесплатное помещение, мое свободное время.

Обучать го я занялся не по зову свыше, а из-за младшего сына. После Хикару и нескольких месяцев обучения дома, со слезами и переворачиванием доски после каждого проигрыша - у него очень быстро пошел прогресс. Взяли несколько уроков по скайпу у знакомого учителя, еще лучше стало. Из подмосковья ездить в Москву с ребенком очень сложно, но мы ездили раз 10 в сумме.

Потом оказалось, что самая большая проблема - отсутствие живых партнеров. По интернету я могу играть, а ребенку 6-7 лет это не интересно.

Отдавал камни с простой доской в садик - воспитательницы были не против )

Потом сам собой кружок возник в детском центре очень близко от дома. Ходить туда начали те же друзья из садиковой группы. Сейчас из школы приходят, потом еще новые сам пришли.

Ни педагогической одаренности, ни глубоких традиций...
Поэтому и спрашиваю о методических разработках. То, что они есть - не сомневаюсь. В Корее в школах го как предмет, играют миллионы. В Китае миллионы, в Японии 2 академии - итд.

Должны быть разработки, как есть разработки обычных школьных уроков - ка начать, на то обратить внимание, к чему привлечь интерес, и все в таком роде. Поскольку у самого уровень не высокий, задача - просто поднять хоть кого-нибудь до уровня сына, чтобы они вместе могли играть. Сейчас он их делает даже с большой форой на доске 13х13. На 19 пока никто не вышел, да и занятие короткое для больших партий - из 1.5 часов 25 минут уходит на серию мультика. И даже если бы я был 1 дан или 1 кю - все равно это не то же самое, что уметь хорошо учить го.


Боевыми искусствами мы тоже на всю катушку занимаемся - но там го никто не интересуется. Вернее уже начали интересоваться - парочка друзей.
Никакой прямой связи между го и дзюдо\АРБ в нашем случае не просматривается в явном виде, но это не значит, что ее нет )

Как я писал - кружок бесплатный по причинам, которые вот только что описал. Ну брал пару раз деньги на камни, доски и аккаунт на goChild2009, но большую часть все равно сам платил..

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
Aragorn на rugo.ru Учитель Го Черный пояс
07, March, 2016 23:37   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Цитата:
Ни педагогической одаренности, ни глубоких традиций...
Поэтому и спрашиваю о методических разработках. То, что они есть - не сомневаюсь.

При этом вы ищите конкретный тип методической литературы. И точно знаете, какой тип вам нужен. Так? =) Как будете обучаться, если вы уже так много знаете? =)

Цитата:
Aragorn, методические разработки нужны, конечно же, для обучения новичков, детей.
На какие моменты нужно акцентировать внимание ученика, на какие ступеньки можно условно разделить уровни обучения - что в каждую ступеньку входит, итд.

У меня в интернет сотни страниц текста посвящены тому, как детскому тренеру понять, что делать. Какие моменты ключевые. Через что можно установить интерес, обеспечить рост детей, уровень и прочее. Я знаю каждую такую ссылку, и дать их не проблема. А вот те сотни моих страниц с пошаговыми уроками так и остались в бумажном архиве. Я делал их для системы дополнительного образования, расписывал каждый урок. Получил за это педагога года и шариковую ручку в подарок от минобраза. Но заниматься по этим пошаговым и поурочным разработкам нельзя.

Цитата:
Боевыми искусствами мы тоже на всю катушку занимаемся - но там го никто не интересуется. Вернее уже начали интересоваться - парочка друзей.

Это как раз понятно и я бы выразился - естественно. Интерес к Го появляется, когда ты понимаешь, что всё боевое искусство уходит во внимание и мысль. И что именно там живёт скорость, эффективность и подобное этому. Но ещё круче система боя, тут Го вообще не заменимо, ибо оно простраивает интеллектуальную машину. Хорошее Го разбирает её, а затем заново собирает. Это важно для любых машин, в том числе для интеллектуальных. И это я ещё даже не начал говорить о стратегии поединка, борьбы, сражения и войны.

Стратегия выше цели
[clubgo.ru]

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
makondo на rugo.ru Гость
08, March, 2016 18:16   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

1. Я ищу что-нибудь из того, что есть. Чтобы ознакомиться и проанализировать, где у меня недоработки. Детей очень сложно долго удерживать в фокусе, время дорого. Начинают бегать, драться или рисовать.

Пример того, что можно было бы применить на практике (не из Го):

[ped-kopilka.ru]

Или вот:
[www.uroki.net]

То есть нужны планы уроков.

Я искал на вашем сайте, ссылка на который внизу в подписи. Не нашел с ходу, подскажите, пожалуйста, где смотреть, если такие разработки есть. Можно на английском, не проблема. Если это окажется тупиковым путем - попробую что-нибудь другое. Все определяет практика.

Сейчас пока что я сделал только 2 вещи. Первое - завел группу ВК клуба, где каждую неделю пишу, кто приходил, кто выиграл-проиграл, какие проблемы у каждого заметны (последнее нерегулярно).
Второе - завел таблицу. Строки - ученики, столбцы - набор вех, про которые писал в первом посте. Там нет приоритетов или иерархии - просто какие-то измеримые ( в среднем) признаки. Кто достиг - на пересечении ставлю плюсик.

Скачал 8 частей учебника Го для начинающих с [gofederation.ru]
Использую активно, но вижу, что мало - то есть лично мне мало.
Хочется проанализировать несколько разных планов уроков с раскладкой каких-то условных уровней. Понятно, что это все условно. Реальная сила узнается в большом количестве игр, в турнирах.

Хочется приемов. Например - атари-го "до Х камней".
Или: игра в Го на 13х13 со мной - выигрывать не нужно, но нужно захватить хотя бы 30 очков территории. Итд. Вот мне что-нибудь подобное в списке нужно.

Не спорю, что Го развивает - полностью согласен. Как именно, куда, и в связке с чем - судить на своем уровне не берусь. Сын занялся рукопашкой и связанными с ней единоборствами примерно через год-два после знакомства с Го. У него хорошо пошло, но я отношу это к природным данным - очень верткий, быстрый, сильный. Хитрый. И тренер там хороший.

На кружок приходили его друзья-рукопашники и дзюдоисты, но быстро рассосались, через 1-2-3 занятия. Тхэквондист был - ушел, скорее всего родители не водят, время занято. Один из рукопашников ходит, но не регулярно. Успехов у него пока мало.

Сейчас один паренек постарше приходить начал, очень быстро схватывает. После первых 3 партий 9х9 выиграл турнирчик из 4 участников в 9х9. Про него знаю, что он много дзюдо занимался и шахматами. Предполагаю, что на соображалку повлияли шахматы.

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
amalgama17 на rugo.ru Любитель Го
08, March, 2016 20:36   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    2     

Максим, тема для меня немного устарела, сейчас отошел от активного преподавания Го. А у Игоря - задел огромный.
Правда его основания и подход сильно отличается от того, что запрашиваете вы - как я понял - вам явно не хватает "методических приемов".
С точки зрения "технических приемов" Го в их последовательном освоении - у Евгения Панюкова наиболее осмысленная методическая канва - из тех, что я видел.

Основной момент, который все равно нужно проделать - что вы конкретно хотите получить в плане занятий с детьми Го? (Ответ - что бы повысить уровень новичков, чтобы они могли играть с вашим сыном - это не достаточный ответ). Хотите, чтобы они освоили техники из 8 частей Панюкова, а они "не берут"? Тогда надо подумать - и для себя самого выработать модель - а как вы сами представляете игру? Мышление в игре? Хотите сложить детский коллектив на занятиях Го? - Тоже отдельный вопрос для продумывания.

Если хотите, чтобы у них повысилась осознанность действий - действий вообще - не только на доске - про это тоже придется подумать отдельно.

Но так как вам скорее всего нужны какие-то методические идей, /может быть для начала, а потом "и подумать захочется - получиться/ - ниже - что я придумывал, большую часть из них - использовал в своем ведении групп и занятий с ребятами.

Го-упражнения от Лазарева :) :

Первое упражнение - как раз для "схватывания" - или как сказал бы Игорь "вглядывания":

Упражнение "Разведчик"
(в принципе у Киплинга это есть в повести "КИМ")
Решаемая проблема: запоминание, схватывание позиции, вводит игровой момент в решение задач.
На экране проецируется задачка (цуме го) в течении например 20 секунд, детям нужно запомнить и потом (экран гаснет) на своей доске поставить позицию. Потом проверка. Обратная связь может быть выстроена счетным образом - сколько камней поставил правильно, какие конфигурации схватил , на сколько пунктов камень оказался дальше "своего перекрестка".
Можно обсуждать разные техники "схватывания", выделение форм, что лучше для запоминания и вообще видение форм.


«Банкир- 1». /Инвестиции в проект/
Решаемая проблема:
Дети ставят камни наугад. - Почему ты туда поставил? – Не знаю…
Упражнение: Игра осуществляется 2 игроками, но есть «банкир», а у игроков есть или фишка или указка. Игрок в свою очередь хода указывает на перекресток, куда хочет сделать постановку камня и объясняет почему (смысл, функцию, задачу). Если «банкира» объяснение удовлетворяет, - он дает реальный камень, игрок ставит камень на обоснованный и утвержденный перекресток.
Отрабатывается – сначала задача/цель, потом постановка, а не наоборот. «Банкир» должен обладать несколько большим (следующим) уровнем понимания игры.

«Банкир – 2». /Интеллектуальные инвестиции/
Содержание упражнения: двое играющих и «банкир». У играющих по две фишки, они помечают ими альтернативные желаемые постановки (или сюда, или сюда – это, кстати, детьми может не пониматься, они могут сбиваться на «две свои последовательные постановки». «Банкир» выбирает одну из двух и сам поясняет свой выбор (почему именно эта постановка лучше). Возможно что и та и другая хороша, и почему каждая хороша – проговаривается) – тогда как вариант – выбирает сам игрок, какая постановка ему (после объяснения) больше нравиться. Так и вариант – что если обе плохи (с пояснением) – оба варианта постановки могут быть не приняты.
Если вариант постановки не устраивает («плохой ход») возможна передача последовательности хода (руки) противнику.

«Банкир – 2.0 Командное». Тоже самое можно проводить для команды, но тогда у каждого по одной фишке и не больше 3-4 участников. Каждый предлагает свою версию постановки и ее обосновывает. «Банкир» (или общий для всех, или для команды – тогда это может быть капитан) принимает наиболее лучший.
«Третий – не лишний».
Упражнение для начинающих на тренировку внимания к съеденным камням.
В упражнении участвуют трое: двое игроков и один наблюдающий. Играется мини турнир среди троих по атари–го (на съедение камня, - кто первым съел – тот и выиграл) (или атари-го на два камня, - кто первым съест два или более камней). Когда двое игроков играют, третий смотрит на соблюдения правила «окруженный камень или группа сразу должна быть снята с доски» (или еще какое-то дополнительное правило). Если оно нарушено – говориться «стоп», «мертвый» (группа камней) камень убирается и «наблюдающий» делает на листке-бланке в своем поле пометку – «знак внимания». Выигравший партию меняется местами с «наблюдающим». Мини турнир – до 5 побед. Может быть какая-то для малышей награда – но только первому месту. Возможно – тому, кто показал большие результаты по вниманию.
Дополнительно – сам бланк – это лист А-4, на котором участники обводят цветом свою ладошку, и как знаки «внимания», так и отметка о победе выставляются в свое поле, свою «ладошку» ставит свой знак сам победитель.

«Один в один»
Упражнения для самых начинающих. Дополнительная подготовка камней: на каждом камне делается «перекресток» фломастером (на белых) и корректором (для черных).
Постановка камня – это не только постановка его на перекресток, но и ориентация перекрестка на камне – согласовано с перекрестком на доске.
Следует обратить внимание детей на соединение камней через линии на них нанесенные. «По диагонали» нет соединения камней – и это видно, за счет линий, нанесенных на сами камни.

"Го-диктант"
Позиция проговаривается - «надиктовывается», а дети – по словесному описанию выстраивают формы у себя на доске. Потом сравниваются результаты – того, что на доске (карточке) и что получилось на доске каждого ребенка.

«Кто это?»
При постановке с ребенком обсуждается – какая задача решается постановкой этого камня: территория (тогда это «крестьянин»), нападение-экспансия (тогда это «воин в дозоре», или «воин-ратник»), или функция камня – защита (тогда это «стражник») и в зависимости от функции на камень приклеивается небольшая липкая бумажка (половинка ценника), на котором ставиться знак функции, которую несет камень в данной позиции. В завершении партии (лучше небольшой на доске 9х9) можно посмотреть – где и какие камни стоят, сколько одних, сколько других.
Метки позволяют зафиксировать проговариваемые функции камня и показать их влияние на итог игры.

"Кубиковое го"
Упражнение-игра. Может осуществляться как парой игроков, так и небольшими командами.
Дополнительное оборудование: изготавливаются кубики, на 6 гранях которых 6 позиций (1 угловая, 2 – на стороне, 3 игра в центре, каждая позиция на стороне должна быть уравновешена по количеству черных и белых камней и по содержанию не должно быть явного преимущества). На матрице доски (под кубики) есть соответствующая разлиновка – куда выставляется гранью вверх нужная позиция в нужном месте. После того, как вся доска выставлена кубиками может быть осуществлена доигровканеопределенных позиций, или же произведен разбор – оценка получившейся позиции. Необычность и быстрота получения позиции для анализа пробуждают интерес к самому разбору того, что получилось.
/При игре командой - Капитану команды дается пояснение, он может принять или нет/.

«Кубик & линии» /Нарды в Го/ - очень люблю этот формат - вносит в игру даже играющих определенный элемент случайности.
/Можно играть - что например один (более слабый) играет как обычно, а у второго (более сильного) есть "кубиковое ограничение", Опять же вариации - могут играть много пар, но выкидывается для хода один кубик, но каждый по своему использует "шанс" - и результат будет разный - если еще это записывается (а запись партии - про это у Игоря Гришина есть много обоснований) - можно иметь интересный материал для анализа.)
Игра-упражнение на освоение значения линий (линия смерти, линий убегания-поражения, и т.д) и выработки смысловой основы произвольности.
Дополнительное оборудование: игровой кубик с гранями значений от 1 до 6. Вводятся правило – ход начинается с броска кубика и камень выставляется на линию, которая определяется выпавшим значением. При этом, если выпадает 1 – кубик перебрасывается, если 2 – постановка на любой свободный перекресток по второй линии. Если 3 – также на любой свободный перекресток на 3 линии. 4 – аналогично. При выпадении 5 или 6 осуществляется постановка на любой перекресток («по желанию» - куда хочешь).
Такие правила соблюдаются до постановки от 10 до 20 камней с каждой стороны. Далее игра идет по обычным правилам.

«Кадрирование»
Дается как бы рамка, в которую входит 4х4 перекрестка и позицию на доске надо как бы зафотографировать – какие кадры, в каком порядке? Есть камни на доске и отмечать можно на диаграмме – какое кадрирование и в каком порядке. Как было и как надо?

Если что-то еще найду - вывешу.

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
Aragorn на rugo.ru Учитель Го Черный пояс
08, March, 2016 22:54   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Александр! Спасибо за доброжелательный отзыв, развёрнутый ответ и интересные упражнения для начинающих детей.
Makondo, вот эту ссылку посмотрите, возможно это то, что вы ищите:
[weiqi.ru]
Это тесты аттестационной системы чин-сан

Стратегия выше цели
[clubgo.ru]

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
makondo на rugo.ru Гость
10, March, 2016 15:58   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Спасибо большое! Буду думать.. )

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
makondo на rugo.ru Гость
21, March, 2016 10:22   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Aragorn, спасибо за ссылку, она уже пригодилась. Буду распечатывать :-)
Однако мне кажется, что на старой картинке две фигуры играют не в го, а в любом - судя по характерным жестам рук..
[skyruk.livejournal.com]

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
makondo на rugo.ru Гость
21, March, 2016 10:23   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Поправка - в любо.
Ох уж эти автозамены...

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
Aragorn на rugo.ru Учитель Го Черный пояс
21, March, 2016 19:47   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Про любо можете открыть отдельную ветку, я с удовольствием почитаю, в том числе комментарии. Систему [weiqi.ru] я сам лично презентовал на выставке TechCrunch в Пекине. У нас стояло несколько мониторов и китайские гости выставки ожесточённо зарабатывали чины. Я потом сыграл с несколькими, у одного было не ниже 5 любительского Дана, но все тесты ему проказались весьма интересными и он прошёл их до конца.

Стратегия выше цели
[clubgo.ru]

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
makondo на rugo.ru Гость
22, March, 2016 00:21   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Зачем ее делать - все равно правил никто не знает )

Может на нее ссылался Герман Гессе в "Игре в бисер", там персонаж кидал гадательные палочки. )

Короче, никто не знает.
Я про любо упомянул из-за диплома о чинах - картинка в верхней части, на ней две фигуры в любо режутся. Там даже доска с палочками нарисована.

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
Aragorn на rugo.ru Учитель Го Черный пояс
03, April, 2016 09:12   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    0     

Я бы ещё посоветовал съездить на первенство Европы, и посмотреть как играют дети и юноши из разных стран. Я был на разных детских чемпионатах. Был в Астроме, в Кёльне, в Зандворте, в Праге, в Каннах. Неделя как вернулся с Палича. Следующий (2017) будет во французском Гренобле. Всего три дня. Увидите очень многое.

Стратегия выше цели
[clubgo.ru]

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
Aragorn на rugo.ru Учитель Го Черный пояс
09, April, 2016 15:25   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    1     

Дети понятие конечно растяжимое. Одно дело когда ребёнку три года, другое, когда 8, и третье, когда 17. На блоге "Зелёной лягушки" [gf.weiqi.ru] моя статья, о том, как я учу детей 3-х лет работать с серьёзными книгами. А конкретно - с учебниками по игре Го.

http://gf.weiqi.ru/files/2016/04/2635-150x150.jpg

Поэтому вопрос, к кому именно обращена "методичка по обучению го детей" - это конечно вопрос. Мой ответ - она обращена к взрослому. Она раскрывает приёмы и методы. А вот к ребёнку я бы обращал книги классические. И в этом нет ничего плохого. Ребёнок тянется к взрослым вещам. Так почему такой вещью не сделать книгу? А какая книга может быть более взрослой, чем учебник по самой сложной интеллектуальной игре в истории цивилизации? =)

Стратегия выше цели
[clubgo.ru]

Re: Есть ли методички по обучению го детей?
makondo на rugo.ru Гость
10, April, 2016 18:17   Об авторе Фотографии автора Партии автора Набор Го автора
 +    1     

У меня сейчас от 7 до 14. Начали активно заниматься по Панюкову.
Хочу связать темы задачников Панюкова с разделами goChild2009 и еще парой других книг. Может ещек уровням ваших чинов. Тогда будет удобнее.
Еще граждане немного играют FreeGo на андроиде, но там недавно автоматически сменился движок на Aya, стало заметно сложнее.



Извините, только зарегистрированные пользователи могут писать в этом форуме.

  Путь Го       Го-портал       Новости Го



Галерея И — уникальные наборы игры Го Книги по игре Го