1. Насчет комплекса не знаю, но я говорил, и даже на этом форуме, что я не разбираюсь в огромном количестве вещей, начиная с ядерной физики и заканчивая макро- и геоэкономикой. Я подозреваю, что в мире намного порядков больше вещей, о которых я даже не имею никакого представления. Это вызывает у меня беспокойство. И это хороший знак, так как по мере прирощения знания у человека прирощается и незнание - строго пропорционально. Увеличивая знания, увеличиваешь и область незнания.
В чем-то меня успокаивает то, что многие вещи, которые я знаю или незнаю, лежат в смежных по отношению к моей профессии областях. В области конфликтологии я знаю все основные исследования и теории. Есть пробелы в области изучения межгрупповых эмоций, этносоциологии и кое-чего еще, но это тоже смежные области.
2. Я не верю в формальное образование. Считаю, что человек должен уметь обучаться сам, и делать это всю свою жизнь. но также я считаю, что высшая школа должна давать человеку не только инструменты к самообразованию, но и минимальный профессиональный базис, тождественный названию факультета. Если челвоек учится на философском, то должен хоть как-то отличать Канта от Гегеля, а Платона от Эпикура. Если он не конченый кретин или не купил диплом.
Поэтому, если человек закончил финфак и при этом не знает как образуются пенсии, то он либо идиот, либо купил диплом. Мне хочется верить, что купил диплом, так как мне это комфортнее. Не люблю думать, что не распознал в круге своего общения идиотов. Но в этой квантовой реальности, как известно, все возможно.
3. для работы руками образование вообще не нужно. Только в извращенной логике неудачников урбан-культуры для вспахивания земли необходимо иметь высшее аграрное образование.
4. Греки утверждали, что процесс обучения состоит из заучивания и размышления. Поздние ученые добавили к этому такую вещь как эксперимент. Ничего с тех пор не изменилось. Образование - это выучивание, размышление и эксперимент. При этом китайские ученые добавляли, что размышление без заучивание - это невежество. Если человек не выучил что-то, он не может размышлять, так как ему клинически нечем операрировать в своих суждениях.
5. Постулаты не надо учить. Они в конечном счете самоочевидны.
--------------
Нельзя спасти Россию, не учредив свою династию...