Проект спортивно-форового турнира на КГС
|
Илья Ветров на rugo.ru Ценитель Го
15, September, 2003 00:51
|
Проект положения о виртуальном спортивно-форовом турнире в Русской комнате КГС .
Предисловие .
В турнире применяется схема жеребьевки и расчетов , основанная на трех принципах .
Принцип однозначной жеребьевки . Игроки в каждом туре разбиваются по парам простой и однозначной процедурой , без произвола и случайностей .
Принцип точного уравнивания шансов . Определяется разница силы обоих игроков в игровых очках , применяется некоторая формула ценности форовых камней и таким образом устанавливается фора и коми в каждой партии . Поэтому каждая партия может быть азартной и непредсказуемой . Сила игроков пересчитывается после каждого тура .
Принцип компенсации форы . После каждого тура игрокам начисляются турнирные очки в зависимости от результата партии и от форы . В партиях с форой значимость победы черных снижается , а поражение белых частично компенсируется . Поэтому (при достаточном числе туров) в турнире побеждает самый сильный игрок . Занижение рейтинга перед началом турнира повышает число побед , но уменьшает их значимость .
Эти три принципа (но в другой форме) включены в проект рейтинг-системы Российской федерации Го от Сергея Павлова . Однако в этой полной схеме еще нужно уточнить некоторые произвольные параметры , она требует предварительной статистической обработки и перерасчета существующих рейтингов , и она слишком сложна для реализации вручную .
В упрощенной схеме данного турнира многие важные идеи Павлова исключены , некоторые математически выведенные формулы упрощены или вообще заменены на интуитивно выбранные константы . Вместо тщательного исследования РС КГС используется субъективная оценка . Поэтому пропали гарантии точности , устойчивости и сбалансированности , составляющие важную ценность проекта Павлова .
Но преимущества есть и у предлагаемой схемы . Она проста концептуально и алгоритмически , ее можно реализовать и проверить вручную , а ее результаты легко понятны . Она совместима почти с любой рейтинг-системой , не обязательно "хорошей" , а предварительные исследования РС сводятся к оценке единственного параметра .
Предположения .
Выделяю для обсуждения некоторые интуитивно выбранные параметры .
Ценность форовых камней . Предполагается , что стоимость каждого форового камня равна 16 очкам . Следовательно эталонное коми , точно уравнивающее шансы черных и белых , равно 8 очкам . Но с учетом привычного коми 6.5 ценность форы из N камней считается равной 6+(N-1)*16 , при N от 1 до 9 получается 6 , 22 , 38 , 54 , 70 , 86 , 102 , 118 и 134 очка . Во всех случаях равенство очков дает победу белым .
Шаг рейтинга на КГС . Предполагается , что разница между соседними рейтингами равна 10 очкам и одинакова по всей шкале , например точная компенсация для игры 6-го дана и 7-го дана такая же , как для игры 27-го кю и 26-го кю .
Масштаб турнирных очков . Предполагается , что выигрыш равной партии (то есть если фора = 0) повышает текущее значение силы игрока на 10 игровых очков . Например , если у игроков A,B,C и D одинаковая сила , A выиграл у B , C выиграл у D , а в следующем туре A играет с D , тогда A дает D фору 1 и обратное коми 4 , то есть попросту обратное коми 4 очка .
Стартовые очки .
Турнирные очки соответствуют игровым , например при встрече противников с разницей 1 турнирное очко они компенсируют эту разницу одним игровым очком , то есть слабый играет черными и дает коми 6-1=5 очков . Единицей силы игрока будет такое же очко .
Для каждого участника определяем его рейтинг на момент регистрации в турнире . Нижней границей считаем 21-й кю , то есть участникам слабее 21к приписываем 21к , это соответствует традиции РС РФ Го . Считаем , что шаг рейтинга 10 очков и стараемся определить силу с точностью до очка .
Для рейтингов 21к и ниже сила равна 0 очков . "Почти что 20к" = 9 очков , 19к = 20 очков и так далее . 1к = 200 очков , 1д = 210 очков и так далее , 6д = 260 очков . Если 6д играет против 21к , он дает фору 9 камней (это 134 очка) и еще 260-134=126 очков обратного коми , но такая встреча практически исключена жеребьевкой .
Жеребьевка .
Перед каждым туром пересчитываются силы игроков , и игроки сортируются по силе . При равенстве сил используется порядок регистрации в турнире - кто записался раньше , тот сильнее .
1. Начинаем жеребьевку с лидера турнира . Идем от него вниз по списку и ищем того , с кем лидер еще не играл в турнире . Так получается 1-я пара .
2. Затем ищем сверху вниз свободного игрока , он будет играть белыми , а затем первого свободного игрока , не игравшего с ним в данном турнире . Так получается очередная пара .
3. Повторяем шаг 2 до полного разбиения всех участников на пары .
4. Если число участников нечетное , оставшийся игрок получит за тур 5 турнирных очков .
Цвет , фора и коми .
Первый игрок в паре играет белыми .
Разница сил игроков (Х) подлежит компенсации засчет форы и коми .
При разнице от 1 до 6 очков фора = 0 , коми = 6-Х . Иначе находим ближайшую фору , вычитаем и получаем коми . Если две форы одинаково близки , ставится меньшая , и белые платят 8 очков обратного коми .
Например , 6д=260 очков силы , 6к=150 очков силы , разница 110 очков , ближайшие форы 7 камней (102 очка) и 8 камней (118 очков) , ставится фора 7 и белые платят 8 очков обратного коми .
Другой пример - разница от 7 до 14 очков , ближайшая фора 1 камень (то есть без расстановки форы) = 6 очков , она занижена , поэтому белые доплачивают Х-6 очков обратного коми .
Во всех случаях ничейный результат партии (но не тройное ко) дает победу белым .
Турнирные очки .
Размер выигрыша в партии игнорируется , важен лишь ее результат .
При игре на равных победитель получает 10 очков , проигравший 0 очков (в среднем 5) . При игре на форе Ф камней белые получают 10 или Ф/2 очков (в среднем 5+Ф/4) , а черные 10-Ф/2 или 0 очков (в среднем 5-Ф/4) в зависимости от результата . Турнирные очки округляются в меньшую сторону . Среднее значение (оно же значимость партии) не округляется и может позже понадобится для вычисления коэффициента Бухгольца .
В случае тройного ко оба противника получают по 5 турнирных очков .
Турнирные очки прибавляются к силе игрока . При жеребьевке и определении компенсаций следующего тура используются пересчитанные значения силы . Эти значения только растут , причем быстро , и поэтому сразу же теряют связь с фактической силой игрока .
Турнирные партии рейтинговые для защиты игроков от чата партии .
Дается предельное время на опоздание и на восстановление связи после ее разрыва . Разрывом связи считается исчезновение игрока из списка присутствующих в партии . Узнав об этом , судья пишет в чат партии , например "22:30 исчез okruzhor" . После возвращения игрока в партию судья также пишет об этом в чат партии , затем игра продолжается , если время отсутствия было допустимым , иначе считается , что отсутствовавший игрок проиграл . Число разрывов также ограничено . Опоздание рассматривается точно так же .
Определение победителей .
Распределение итоговых мест в турнире начинается с сортировки по итоговым значениям силы игроков .
В случае равенства итоговых очков , для конкурентов можно вычислить коэффициент Бухгольца как сумму произведений итоговых очков каждого противника на значимость партии с этим противником . Определение значимости партии - в разделе "Турнирные очки" .
Оставшиеся вопросы .
Начало и распорядок турнира .
Регистрация на турнир , ценз рейтинга .
Основное время и смягчение цейтнота .
Предельное время опоздания или отсутствия .
Допустимое число разрывов (опоздание входит в счет) .
Вычислять ли коэффициент Бухгольца или разрешать нескольким участникам занимать одно и то же итоговое место в турнире .
Награждение победителей .
Отправка отредактированного (19/09/03 16:42)
Наш рот всегда открыт для диалога (c) Владимир ВишневскийOkruzhor (экс-Игозавр)