Re: Путь Го (продолжение 2)
Уважаемый Maxy!
Вы пишете: «Почему слово "игра" носит у вас столь отрицательный характер?»
С чего Вы взяли. Я просто утверждал, что го это не просто игра, однако из этого вовсе не следует, что все игры на свете плохи, а игра это ругательное слово.
Вы пишете: «Зато вы скорее всего слышали о Пути боевых искуств и о Пути меча, в которых физическая деятельность если даже и не превалирует, то уж точно не менее значема чем в футболе.»
Слышал. Когда одно превалирует над другим, то это значит, что присутствуют оба компонента, только один в большей степени, а другой в большей. И в го и в боевых искусствах есть и физическая и духовная составляющие. В футболе – только физическая. Только не делайте, пожалуйста, вывод, что все футболисты духовно неразвитые личности, а то я, как бывший футболист, расстроюсь. Однако, я точно могу сказать, что все мои духовные «достижения», если они у меня конечно есть никак не связаны с футболом.
Вы пишете: «Что тогда по вашему "закономерности игры" и "филосовские основы игры", на основе которых вы ищите аналогии в жизни и морально совершенствуетесь?»
Попробую сформулировать, хотя и не уверен, что получится точно с точки зрения формально-логического подхода. Победил я или проиграл для меня очень важно, но гораздо важнее, что я чувствовал во время игры, какие эмоции и переживания бурлили во мне. Причем, когда я играю, то у меня жажда победа застилает все, расчет логической последовательности ходов не позволяет мне анализировать эмоции и контролировать их (и это здорово, как и любая неконтролируемая эмоция). Да я и понимаю - этого нельзя делать, потому что это вредно для победы.
Но когда я разбираю свою партию… Все по-другому. Я уже знаю результат. Я не только ищу где кто ошибся и как было бы правильно пойти для того, чтобы выиграть. Я заново переживаю все, что я чувствовал, испытываю те же эмоции, но несколько отстраненно, как нечто уже пережитое и иногда вдруг ловлю себя на том, что я уже чувствовал в точности то же самое, когда забил решающий гол в футбольном матче 4-го отряда против 1-го в пионерлагере; или когда ловил рыбу ночью на Кожозере и мне казалось, что я разговариваю с Богом; или когда я задыхался под перевернутой байдаркой, а Димка кричал ребятам, что не может ее поднять, и я понимал, все, вот сейчас конец, а мне только 25; или когда мы с женой… Ну это не важно…
Я вспоминаю свою первую партию на KGS. У меня, взрослого, самостоятельного мужика тряслись руки, когда я делал ходы. Ну, казалось бы что, выиграл-проиграл, да и еще под ником. Какая разница? Ан нет! Острота забытых ощущений, восторг воспоминаний о молодости, волнение от того, смогу ли, не забыл ли чего… Это только малая доля того, что я тогда пережил. Вот за что, я люблю го, а вовсе не за то, что однажды я выиграл у 5 кю (липовый небось был). Вот, что есть для меня способ познания себя и поиск закономерностей игры, вот чего я может быть смогу найти в го, вот в чем, на мой взгляд, ее философские основы. Получилось длинно и, наверное, не очень понятно. Но пока лучше объяснить не могу. Слишком тонко все это.
Вы пишите: «Почему это плохо? Проигравший не заслужил эту травму? Если он горюет что делает ошибки, которые он не хочет делать - это что плохо? Или в этом виноват выигравший?».
Да, плохо. Потому что, любой человек заслуживает самых жестоких поражений, но ни один даже самого малого унижения. А поражение всегда унизительно. Поэтому моя я бы воля, я бы ввел в этикет игр правило – выиграл, извинись. И еще, мне кажется, что в данном контексте слово «заслужил» нехорошее. От него плохо пахнет.
Вы пишете: «Т.е. вы согласны что, если никто не может утверждать кто лучше понимает жизнь а кто хуже, и кто более или менее морален чем ктото , то слова "моральное совершенство" и "лучшее понимание жизни" из п.3 можно вычиркнуть, поскольку человеческое развитие по данным параметрам не поддается оценке в принципе, и в данном частном случае наличие сиих параметров у неспортсменов и их отсутсвие у спортсменов не может быть доказана?»
Двигаясь в своих рассуждениях подобным образом Вы придете к отрицанию основных фундаментальных понятий, на которых основано человеческое общество: мораль, нравственность, любовь, совесть и многое другое не имеют четких объективных критериев. Следовательно, «поскольку человеческое развитие по данным параметрам не поддается оценке в принципе», их можно просто отбросить. В таком обществе я жить не хочу.
Вы пишете: «во-первых - чего вы взяли?»
Прошу прощения, но я читаю курс «Общей теории менеджмента» 20 лет и точно знаю, какие понятия в нем используются. Одна из тем курса посвящена выработке выигрышных стратегий в рыночной борьбе в условиях ограниченных ресурсов. Могу Вас заверить, это абсолютно аморальная наука.
Вы пишете: «во-вторых - повторю более абстрактно - с помощью "Камни Го", "Доска Го", "Правила Го" можно делать только одну вещь - искать "выигрышную стратегию Го"(а может с ними можно делать чтото еще?). Все остальное базируется на этом поиске.»
Частично на это я ответил выше, но вот что интересно в этой фразе. Значит есть что-то «остальное». Неужели и Вы это чувствуете?
Вы пишете: «что значит "стану лучше" и "стану добрее". Если вы достигнете дана ваши решения будут не так примитивны и однобоки, тобиш вы сможете более эфективно решать свои задачи. Если это не ="стану лучше", то нельзя ли поподробней об данных терминах - я их похоже по другому понимаю.»
Да поймите, Маху. Я уже давно научился в жизни «эфективно решать свои задачи». Го мне для этого не нужно. Стать лучше это значит с помощью го лучше понимать себя и окружающий мир, добрее и терпимее относиться к окружающим, наконец, стать совестливее что-ли. Ну как Вам объяснить…
Вы пишете: «я спросил "На развитие личности, доброты и пушистости с помощью Го надо много времени?" Для этого надо часами/сутками думать о бытии бытия? И у про меньше возможностей в этом плане чем у среднестатистичекого человека, 8-10 часов пахающего на благо родины?»
Да меньше. А самое главное, что про не об этом и думает. Го для него средство существования и оно в силу своих специфических особенностей не отпускает его ни днем не ночью, в отличие от «среднестатистичекого человека, 8-10 часов пахающего на благо родины?», который днем стоит у токарного станка, а вечером играет Гамлета. Про обязан все время думать о том, как выиграть, потому что ответ на вопрос зачем выигрывать он для себя уже решил – чтобы не умереть с голоду, поэтому и думать об этом незачем. Что касается, размышлений о бытии бытия, то данное занятие вообще бессмысленно, так как бытие дается нам, как известно, в ощущениях и поэтому его надо просто чувствовать, а затем, в дискуссии с Вами, может быть удастся передать эти ощущения сначала мыслью, а потом и словами. Вероятно, у меня это получается очень приблизительно.
Вы пишете: «б)нельзя ли привести цитату насчет Подоляка»
Да, конечно:
«Я, кстати, тоже давно перестал интересоваться собственным рейтингом, о чём многократно говорил. Для этого мне не потребоваалось делать громких политических деклараций.» (пост. От 9.12.04 ветка Путь го (продолжение)
Вы пишете: «в)как "потребление го" Ветрова связано с апатией к рейтингу и победам в турнирах и партиях?»
Не знаю, надо спросить у Ветрова. Может никак. Мне понравился сам термин, который достаточно точно передает мое отношение к го.
Вы пишете: «потеря интереса к работе всех федераций Го!=(это "не равно" читается ) начхательство на Го-жизнь страны? Звучит не круто?»
Да, нет. По-моему, вполне полого. Миллионы людей любят футбол, но совершенно не интересуются тем, что там делается в этих федерациях.
P.S.: Уважаемый Maxy! Убедительная просьба. Следите, пожалуйста, за формой ведения нашей дискуссии. Отвечая вопросом на вопрос, задавая подряд несколько слабо связанных друг с другом Вы ставите меня в положение оправдывающегося, а я ни в чем не виноват. Прошу, побольше повествовательных предложений, отражающих Вашу точку зрения.