Re: Стратегии, дубль 2
> Целеполагание и планировка (то, что вы тут
> называете "стратегией") - важные части стратегии, но они ее не
> исчерпывают. Не говоря уже о том, что вы одну стратегию
> определяете через другую. Очевидный круг в определении. И
> мне еще говорите что у вас не бардак
Виталий, мне представляется что Вас просто смутило слово "стратегия" и в определении и в его расшифровке, вполне Вас понимаю, но в данном случае это вполне нормальное определение и рекурсивность необходима. Я это вижу так, хотя могу ошибаться :
Есть стратегия высшего уровня, её объект - партия. Для партии определяются цели высшего уровня, теперь уже они становятся объектами стратегии/ий - на уровнях, отличных от высшего можно говорить и о множественном числе (стратегии) и о единственном (стратегия) т.к. по сути совокупность стратегий более низшего уровня это просто более полное описание стратегии высшего уровня.
В этой завязке единичные стратигии не становятся тактикой, т.к. они собраны в единое дерево взаимосвязанных очень емких объектов - целей. Удобно, что всё это очень точно соотносится с действительностью - к примеру, при изменении параметров корректировать нужно прежде всего цели, причем проверяя "актуальность" целей от высшей к более низшим в измененных условиях. Если бы мы для целей определяли конкретные ресурсы, можно было говорить о тактике, планировании, но мы для целей определяем только новые цели- выделяем костяк направлений, а поскольку лишнего ничего нет, получается работа в одной размерности - цели можно соотносить, проверять на непротиворечивость, а стратегически важные направления будут проявляться сами - собственно, посмотрите на любое дерево, оно так и растет. Его скромного на первый взгляд уровня стратегии, хватает, чтобы результат - жизнь - был, извиняюсь за тавтологию, воплощен в жизнь. Жизнь дерева это рост, каждая его цель - ветвь формирует цели - почки, те формируют цели - листья, и цели цветы, дальше цели плоды и цели-новые точки роста. При похолодании, к примеру, дерево не подсчитывает ресурсы, а просто корректирует цели, сверху вниз - замедляет скорость обменных процессов (уменьшается масштаб цели "немедленный рост"), сбрасывает листья и т.д.
Разумеется, есть, кроме погодных флуктуаций и детерменированные правила игры - например сезонная цикличность, но, то, что статегия дерева ей не противоречит, делает эту модель только более ценной и подтверждает её как рабочую. Ну, или, раз уж речь зашла о биологии, высочайшую важность именно целей в стратегии можно пронаблюдать в критических ситуациях. К примеру, едет человек по дороге, у него вполне себе определенные цели, но вот возникает серьезная аварийная ситуация - если человек вовремя не скорректирует цели, пусть даже инстинктивно, дальнейшими его стратегиями в некоторых случаях можно пренебречь. В этом смысле ступор - т.е. потеря целей - есть потеря стратегии, а, к примеру психическое шоковое расстройство - перегрузка "центра стратегий" человека - при этом происходит рассогласование и неверное определение целей. Хотя ступор можно трактовать и как тоже своего рода стратегию - к примеру пожилой пешеход посреди дороги впадает в ступор - это делигирование его организмом стратегии другим участникам движения - сознательно человек находится в ступоре, т.е. сознательных стратегий не имеет, а подсознательно его организм понимает, что уровня реакций для адекватного определеня целей недостаточно. С точки зрения организма это высокая стратегия, на которую сознательно человек был бы , возможно, не способен.
> С этой точки зрения, стратег в Го - всё-таки не совсем стратег.
> Скорее, он "стратег второго уровня", потому что контекст задает
> не он, а тот, кто 5 тысячелетий назад установил правила. А
> нынешний стратег действует в уже заданном контексте. Поэтому
> тут формула Чадаева применима лишь отчасти.
Если предположить наличие Всевышнего, то любой стратег - не выше второго уровня :-)))
Я бы сказал так - если "контекст" - т.е. правила игры полностью известны стратегу изначально, то он стратег высшего уровня (в данном случае речь об уровне на котором находится стратег, не о качестве его стратегии). Если же в процессе игры (в кавычках или нет- не важно) появляется хоть какой-нибудь дополнительный "контекст" - значит мы вынуждены принять допущение, что этот дополнительный контекст мог быть известен / предположен другому стратегу, не говоря уже о том, что другой стратег мог быть "генератором" этого контекста, в последнем случае более высший уровень второго стратега очевиден.
Разумеется, опять же, способность сгенерировать новый контекст не делает любого субъекта стратегом, т.к. для того, чтобы быть стратегом, он, естественно, должен еще и действовать стратегически (извиняюсь за тавтологию), а одно только умение генерировать новое таковым не является. Муха, усевшись на нос одному из игроков во время партии - не стратег этой партии, да и вообще не субъект а просто флуктуация, объект, хоть и могла породить новый контекст :-) С другой стороны, та же муха вне этой партии с определенной точки зрения тоже стратег ))